Леонардо да Винчи однажды заметил, что наукой можно назвать только математически подтвержденное учение, но кроме математики ни одна наука не может обойтись и без логики. Как наука, логика имеет свой предмет изучения, отличный от предмета изучения других наук, в то же время каждая наука, в том числе и физика, используют в своих исследованиях законы и принципы логики. Такое особое положение логики вполне закономерно, т.к. логика представляет собой модель причинно-следственных связей, составляющих основу структурной организации как природных объектов и процессов, так и процессов мышления. Основоположником науки логики принято считать Аристотеля. Принцип соответствия речи вещам - это основной принцип его учения о "силлогизмах". Работы Аристотеля впервые выявили проблемы соотношения знания , как совокупности понятий и представлений, и предмета знания. И действительно, поскольку предмет в процессе его осознания преломляется сквозь призму восприятия и рассудка, то мы знаем любой предмет лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Поэтому вещи, какими они даны в сознании нельзя сравнивать с вещами вне сознания, ибо невозможно сравнивать то, что есть в сознании с тем, чего в сознании нет. Прежде чем мы сможем сравнить свое представление с вещью, мы должны эту вещь осознать, т.е. превратить в представление. В итоге мы всегда сравниваем и сопоставляем только представление с представлением, т.к. сравнивать и сопоставлять можно только однородные предметы. Бессмысленно сравнивать метры с килограммами, а зеленый цвет с высотой пирамиды. Когда хотят установить какое-либо отношение между двумя объектами, то сопоставляют не те специфические качества, которые делают один объект "цветом", а другой "пирамидой", а только те свойства, которые выражают нечто "третье", общее для этих объектов. Сопоставляемые вещи рассматриваются как различные модификации этого "третьего", общего им всем свойства, и как бы внутри него. Если же в природе двух вещей нет общего им обоим "третьего", то сравнение их становится совершенно бессмысленным. Поэтому попытка Аристотеля дать органический синтез всех предшествующих теоретических и практических знаний довела до полной четкости выражения внутреннюю несовместимость материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Теперь попробуем разобраться - как же соотносятся между собой субъективное и объективное, "понятия" и "предметы". Есть ли тут вообще какое-то "третье", в котором они суть "одно и то же", несмотря на все свои очевидные различия? Ведь мысль ( мышление) и бытие (действительность, существующая, не зависимо от мышления) - понятия взаимоисключающие. То, что есть мысль, не есть бытие, и наоборот. Пятьсот рублей в кармане это одно, а пятьсот рублей в мечтах (в мышлении) это совсем другое. В то же время очевиден и тот факт, что в человеке мышление и бытие взаимосвязаны. Человек может осмысленно управлять своим телом среди других тел, а другие тела вызывают изменения (ощущения, мысленные образы) в человеке. Как же может существовать такая взаимосвязь, если "вещь в мышлении" и "вещь вне мышления" не только разные, но и абсолютно противоположные, т.е. не имеющие между собой ни чего общего? Проблема! Поэтому-то Декарт - творец аналитической геометрии, и не смог рационально объяснить причину, по которой алгебраическое выражение кривой с помощью уравнения "в-себе-тождественно" пространственному образу этой кривой на чертеже. Эта проблема существует и в так называемой "философии математики". Если математические построения толкуются как "свободные" от всякой внешней обусловленности конструкции, созданные исключительно по логическим правилам, то становится совершенно необъяснимым, почему же эмпирические факты постоянно совпадают в своем цифровом выражении с результатами, полученными путем чисто логических умозаключений. Очень простое, и в своей простоте гениальное решение этой проблемы находит Спиноза: проблема неразрешима только потому, что она ложно сформулирована и в такой постановке есть всего-навсего плод воображения. Есть не два разных и изначально противоположных предмета исследования - тело и мышление, а есть один-единственный предмет - мыслящее тело живого, реального человека, лишь рассматриваемое под разными углами зрения. Живой, реально мыслящий человек - единственное мыслящее тело, с которым мы знакомы. Он не состоит из двух декартовских половинок - из лишенного тела "мышления" и из лишенного мышления "тела". По отношению к реальному человеку и то и другое - одинаково ложные абстракции. А из двух ложных абстракций слепить мыслящего человека невозможно. Мышление - такое же свойство, такой же способ существования тела, как и его пространственная конфигурация. По словам Спинозы, мышление и протяженность не две особые субстанции, как учил Декарт, а два атрибута одной и той же субстанции, не два особых предмета, могущие существовать раздельно, а лишь два противоположных аспекта, под которыми выступает одно и то же, два разных способа существования, две формы проявления чего-то "третьего". Что же это за "третье"? Реальная бесконечная Природа, отвечает Спиноза. Именно она и простирается в пространстве и мыслит. Протяженность как таковая существует только в воображении, только в мышлении. Ведь протяженность как таковую можно представить только в виде пустоты, т.е. как полное отсутствие всяких определенных геометрических форм. Приписывая природе только пространственно-геометрические формы, ее и мыслят "несовершенным образом", заранее отрицая наличие у природы одного из ее же собственных свойств. Мышление как таковое - такая же ложная абстракция, как и пустота. На деле оно лишь свойство, атрибут того же самого тела, которому принадлежат и пространственные определения. Реально существуют не мышление и пространственная протяженность сами по себе, а только природные тела, увязанные цепями взаимодействия в единое и безграничное целое, обладающее и тем и другим. Именно в человеке природа самоочевиднейшим способом и совершает то самое действие, которое мы привыкли называть мышлением. В человеке, в его лице мыслит сама природа, а вовсе не какое-то особое, извне вселяющееся в нее существо, начало или принцип. В человеке природа осознает самое себя, ощущает самое себя, действует сама на себя. А "рассуждение", "сознание", "представление", "ощущение", "воля" и все другие особые действия, которые Декарт определял как "модусы мышления", есть просто разные способы обнаружения одного из неотъемлемых от природы в целом свойств, одного из ее собственных атрибутов. Между телом и мышлением существует не отношение причины-следствия, а отношение органа (пространственно-организованного тела) со способом его собственного действия. Если мыслящее тело бездействует, то оно уже не мыслящее тело, а просто тело. Если же оно действует, то само его действие и представляет собой мышление. Мышление не продукт действия, а само действие, рассматриваемое в момент его совершения, как например, ходьба есть способ действия ног, продуктом которого оказывается пройденное расстояние. Мышление не тождественно изменению в теле, а существует через него (внутри него), и наоборот: всякое изменение внутри тела, вызванное воздействием других тел, выражается как изменение в способе его действия, т.е. в мышлении. Поэтому то ни мышление нельзя понять через рассмотрение изменений внутри мозга, ни наоборот изменения внутри мозга нельзя понять из рассмотрения идей, существующих в голове. Нельзя именно потому, что это одно и то же, только выраженное двумя разными способами. Пытаться объяснять одно через другое - значит попросту удваивать описание одного и того же, по-прежнему не понятого факта. Понять дважды описанное, один раз на языке "физиологии мозга", а другой раз на языке "логики идей" событие можно только выявив причину, вызывающую описанное, но не понятое событие. Ведь если действие на наш глаз светового пучка, отразившегося от Луны, воспринимается не просто как раздражение сетчатки глаза, а как лунный диск, висящий в пространстве вне глаз, значит, мы переводим световое воздействие на глаз в форму (пространственно-геометрическую конфигурацию) и положение этого внешнего тела. В этом-то и заключается суть мышления как способа действия мыслящего тела от тела не мыслящего. Что бы объяснить событие, называемое нами "мышление", вскрыть его действительную причину, надо включить его в ту цепь событий, внутри которой оно возникает с необходимостью, а не случайно. Объявить причиной мышления отдельный, единичный, чувственно воспринимаемый факт и даже всю массу таких фактов - значит не объяснить ни чего. Ведь тот же самый факт может воздействовать (например механически, или в виде светового потока) и на камень не вызывая в камне "мышления". Следовательно, в объяснение приходится включать те причинно-следственные отношения, которые с необходимостью породили нашу физиологическую организацию, и ее способность, в отличие от камня, мыслить. Если мышление - способ действия мыслящего тела, то для того, чтобы определить мышление, мы должны исследовать именно отличия способа действия мыслящего тела, как процесса протекающего в определенных условиях и приводящего к определенным результатам, от способа существования и движения тела не мыслящего. По утверждению Спинозы, той единственной системой, внутри которой мышление имеет место с необходимостью, а не по случаю, является не сколь угодно широкий круг тел, а только и единственно природа в целом. Отдельное тело обладает мышлением лишь в силу того или иного стечения обстоятельств, только природе в целом с абсолютной необходимостью присущи все ее свойства и атрибуты, в том числе и мышление. Мышление и есть высшая форма всеобщего и чрезвычайно существенного для материи свойства (атрибута) - свойства отражения, родственного ощущению, хотя и не тождественного ему. Спиноза неоднократно оговаривает, что мышление как атрибут недопустимо представлять себе по образу и подобию мышления человеческого. Атрибут есть всеобщее свойство субстанции. Оно является лишь основой всякого конкретного мышления, в том числе и человеческого, но ни в коем случае не тождественно последнему. С этим у Спинозы связана его теория истины и заблуждения. Заблуждение начинается там, где ограниченно верному способу действий придается универсальное значение, там где относительное принимают за абсолютное. Чем более узкой была та сфера природного целого, с которой имел дело человек, тем меньше мера истины. По той же причине активность мыслящего тела находится в прямой пропорции к адекватности его идей. Чем пассивней человек, тем сильнее власть ближайших, чисто внешних обстоятельств над ним. И наоборот, чем активнее он расширяет сферу природы, определяющую его действия, тем точнее, истиннее его идеи. Поэтому самодовольная позиция обывателя и есть наихудший грех. Мышление человека лишь в одном случае было бы максимально совершенным - если бы оно сообразовывалось со всеми теми условиями, которые диктует бесконечная совокупность взаимодействующих вещей, их форм и сочетаний, с абсолютно всеобщей необходимостью природного целого, а не только с теми или иными ограниченными формами. Поэтому в человеке мышление реализуется лишь в очень ограниченной и несовершенной, конечной форме. И строить свое конечное мышление надо стараться по образу и подобию мышления вообще, которое и задает идеальную модель, к которой человек может и должен стремиться, никогда не будучи в состоянии сравняться с ней. Отсюда с необходимостью и возникает принцип постоянного совершенствования интеллекта. Отсюда же следует и то, что в представлении, которое человек непосредственно имеет о внешнем мире, перепутаны и смешаны две различные вещи - свойства внешнего мира и свойства нашего восприятия. Диалектический материализм, обобщая многовековой опыт человечества, сформировал представления об абсолютной и относительной истине, а так же о их взаимосвязи в процессе познания Природы человеком. Поскольку мы видим (ощущаем) мир не в том виде, как он есть "на самом деле", а в том виде, как он проявляет себя в каждом конкретном процессе взаимодействия с нами и с нашими техническими средствами, постольку каждый конкретный исследователь в конкретном познавательном процессе получает отражение в своем сознании отдельных свойств (срезов, проекций) окружающего мира - что соответствует субъективной (относительной) истине. Наука в целом, обобщая, объединяя и перепроверяя отдельные субъективные истины вырабатывает объективную истину, которая изменяется по мере изменения окружающего нас мира и по мере развития нашего сознания. Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - она свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т. к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Не забираясь глубоко в дебри семантики можно сказать, что поскольку отраженная реальность (субъективная реальность) не тождественна объективной реальности (окружающему нас миру), то результат познания - истина всегда предстает в виде комбинации субъективной и объективной истин. Что же касается формальной истины - истинности высказываний, то это термин логики высказываний, имеющий свое конкретное значение и свою область использования. Ученый-естествоиспытатель обязан четко разграничивать философские категории и конкретно-научные термины, совпадающие по форме (по написанию), но имеющие различные представления, значения и денотаты. Как и всякое другое понятие, "истина" выполняет функцию фиксации опыта, но при этом, выполняет еще и коммуникационную функцию. Хотя в процессе мышления мы всегда непосредственно оперируем именно значениями терминов, то есть стоящими за словами представлениями, но при попытке выразить свои мысли в форме, доступной для восприятия собеседником (читателем), мы вынуждены пользоваться знаками - терминами, это требование коммуникации. В целом объективная истина - динамическая система знаний, состоящая из элементов - относительных истин. Да, относительные истины постоянно меняются, но объективная истина существует всегда и существует именно как совокупность истин. В качестве аналога можно взять динамическую систему - изменяются элементы системы, изменяются связи элементов, но система продолжает существовать. Эмпирически (в данном случае - всей историей науки) установлено, что объективная реальность представляет собой сложный комплекс нелинейных, постоянно меняющихся систем, объектов и процессов. Поэтому попытки охватить весь Мир одной, логически замкнутой теоретической системой (типа "Единая Теория Всего" С.Хокинга) заведомо обречены на неудачу. Даже из конечного множества формальных систем (теорий) составить непротиворечивую модель Мира не удастся.
Кардинальное отличие способа действия мыслящего тела от
способа действия любого другого тела, по представлениям Спинозы, заключается в
том, что мыслящее тело активно строит форму (траекторию) своего движения
сообразно форме движения другого тела, причем любого. Как таковая, эта
способность имеет свои градации, хотя в человеке она проявляет себя в
максимальной мере. Но человек не отделен от других животных той непроходимой
гранью, которую прочертил между ними Декарт своим понятием "души". По Декарту,
животное - чистый автомат, т.е. все его действия заранее предопределены готовым,
телесно-врожденным устройством и расположением органов, находящихся внутри тела.
У человека же в цепь событий: внешнее воздействие - работа внутренних органов
(по заложенной в них схеме) - внешняя реакция, вклинивается дополнительное звено
- размышление. А размышление и есть, внешне ни как не выраженное действие,
направленное на перестройку самих схем преобразования внешнего воздействия в
ответную реакцию. Мышление представляет собой способность перестраивать схемы
действия тела сообразно любому новому стечению обстоятельств. Универсальность
человеческого мышления проявляется именно в той универсальности, которая всю
природу превращает в его неорганическое тело, поскольку природа служит
непосредственным жизненным средством для человека, а так же предметом и орудием
его жизнедеятельности. Об этом часто забывают, пытаясь представить деятельность
мозга как аналог работы процессора под управлением программы. Если все же
попробовать представить, пусть и весьма приближенно, работу мозга в
«компьютерных» терминах, получится примерно следующее:
Представление о том, что мышление как атрибут материи и
человеческое мышление - это не одно и то же, что эти два понятия не
тождественны, позволяет говорить о множественности типов мышления, как о частных
проявлениях этого атрибута материи, о возможности существования других (не
человеческих) цивилизаций, об искусственном интеллекте. Но поскольку
единственным мыслящим существом, известным науке был человек, то дальнейшее
развитие логики проходило под знаком выявления особенностей, свойственных именно
человеческому мышлению. Причем полагалось, что мышление неразрывно взаимосвязано
с языком, с речью, устной или письменной. В процессе мышления чувственно
воспринимаемые объекты и явления с помощью обобщений трансформируются в
ощущения, представления,
определения, понятия,
категории. При этом в самостоятельную дисциплину выделяются
трансцендентальная (внеопытная) логика - логика истины, учение о мышлении.
Выделяются
металогика и
формальная логика - правила оперирования понятиями, т.к. при создании теорий
необходимо обобщать (объединять, связывать) уже не чувственно созерцаемые,
эмпирические факты, что бы получить понятия, а сами понятия. С точки зрения
материализма логика, представляет собой отражение в сознании (в виде
представлений о причинно-следственных связях) структуры взаимодействий,
объективно существующих в материальном мире: Согласно Канту, соединение представлений в сознании есть суждение. Следовательно, мыслить есть то же, что составлять суждения или относить представления к суждениям вообще. Поэтому суждения субъективны, когда относятся к сознанию в одном лишь субъекте или объективны, когда представления соединяются в сознании вообще. Но здесь оказывается невозможным снять с обобщения все обуславливающие его ограничения, в том числе и условия, налагаемые опытом, т.к. абсолютная целостность условий есть понятие, неприменимое в опыте, потому, что ни какой опыт не бывает безусловным. Кроме того, как показала трансцендентальная логика, имеются пары взаимно противоположных категорий (тождество - различие, необходимость - случайность, и т.д.), т.е. взаимно противонаправленных схем действия мышления. При этом любое явление, данное в опыте всегда можно осмыслить при помощи как одной, так и другой, прямо противоположной ей категориальной схемы. А значит и развить две теории, каждая из которых создана в абсолютном согласии со всеми требованиями логики и со всеми относящимися к делу фактами (данными опыта), но не могущие быть связаны воедино в составе одной теории без логических противоречий ( антиномий). Метафизика решает эту проблему отбрасывание половины всех категорий мышления, но Кант явно показывает, что нет ни какого объективного основания для выбора одной категории из каждой полярной пары категорий. Анализ Канта показал, что диалектика - необходимая форма деятельности, характерная именно для мышления, занятого решением задач синтеза, построением теорий, претендующих на объективность.
Кант показал причину постоянных конфликтов между апологетами
различных теорий, но не показал пути разрешения этих конфликтов. Кантовская
"диалектика" приняла форму
скептицизма - учения о том, что оба
идейных противника находятся в плену субъективных интересов и объективная, общая
для всех истина им одинаково недоступна. Скептицизм, как принцип научного
подхода имел свои положительные качества, ведь в науке необходимо, что бы
борющиеся точки зрения были самокритичны, и законное стремление проводить свой
принцип в исследовании явлений не превращалось бы в параноидальное упрямство и
догматическую слепоту, мешающую усмотреть рациональное зерно в суждениях
теоретического противника. Тогда критика противника превращается в средство
совершенствования собственной теории, помогает строго и четко оговаривать
условия справедливости своих суждений. Гегелевская логика, руководствуясь которой мышление в полной мере становится самокритичным и не рискует впасть ни в тупость догматизма, ни в бесплодие скептического нейтралитета, может быть условно разделена на три части (три формальных аспекта одной логической системы): учение о бытии, учение о сущности, эти два раздела представляют собой так называемую объективную логику, учение о понятии и идее, это так называемая субъективная логика. По Гегелю, всеобщие формы и законы мышления существуют не столько как схемы и правила сознательного мышления, а как всеобщие схемы объективного мышления, реализующегося не столько как субъективно-психический акт, сколько как продуктивный процесс, создающий науку, технику и нравственность. Противоречие между миром вещей вне сознания и миром мышления разрешается в процессе развития коллективного сознания человечества (эмпирически реализуемом как история науки и техники), а этот процесс выступает как то целое, интересам которого, в конце концов, подчиняются все отдельные логические действия индивида. Поэтому из анализа опыта индивида невозможно извлечь категории логики во всей полноте и сложности их состава и связей. Категории обнаруживаются только через сложнейший процесс взаимодействия массы единичных сознаний, взаимно корректирующихся в дискуссиях, спорах и т.д. Объективно противостоящий индивиду мир духовной и материальной культуры, мир понятий науки, техники, искусства и есть опредмеченное (реализованное в продукте) мышление человечества. А индивиду надо его распредметить, воспроизвести и присвоить те способы деятельности, которые там реализованы. В образованном сознании категории действительно выступают в виде активных форм деятельности мышления, форм переработки материала чувственных впечатлений в форму понятия. В противном случае категории становятся лишь общими формами вещей, данных в созерцании и представлении, формами противопоставленными мышлению в качестве существующих вне и независимо от него. Практика, как процесс деятельности, изменяющий вещи в соответствии с понятиями и планами, рассматривается как столь же важная часть мышления, как и субъективно-психический акт рассуждения по правилам, выражающийся в виде речи. Поэтому мышление, реализующее себя в действиях людей, и оказывается подлинным критерием правильности тех субъективно-психических актов, которые внешне выражают себя только в словах, в речах и книгах. Центральным понятием логики Гегеля является конкретно-всеобщее, а мыслить абстрактно - значит находиться в рабском подчинении силе ходячих словечек и штампов, значит видеть в реальных, чувственно созерцаемых вещах лишь ничтожную долю их действительного содержания. Поэтому формальную логику Гегель определяет как логику догматизма, логику конструирования догматически - непротиворечивых внутри себя систем определений. Тем не менее, основу мышления составляют именно абстракции. Абстрагирование представляет собой наиболее общий прием в познавательной деятельности человека. Оно характерно как для процесса логического расчленения единого целого на составные части (анализ), так и для конструирования из отдельных элементов целостных систем (синтез). Абстрактное понятие представляет собой способ конечного представления бесконечно сложного объекта. В то же время, сам процесс абстрагирования представляет собой сложный, раздвоенный, зигзагообразный акт, включающий в себя возможность превращения абстрактного понятия, идеи в фантазию. Т.к. даже в самом простом обобщении, в элементарной общей идее (стол вообще) есть и кусочек фантазии. Поэтому движение познания к объекту всегда может идти лишь диалектически: отойти, что бы точнее попасть. Человек ни когда не имел дела с окружающей средой во всей ее полноте сразу и самые элементарные формы его деятельности представляют собой практические операции по разделению и соединению предметов. Поэтому основной смысл абстрагирования состоит в мысленном выделении, фиксации отдельных сторон, свойств, признаков конкретного предмета (явления, процесса или события) при одновременном отвлечении от других сторон, свойств или признаков. Возможность абстрагирования заключается в том, что свойства, признаки, стороны явления или предмета, находясь во взаимосвязи в целом, имеют относительную независимость друг от друга. Здесь налицо противоречие между частью и целым. В отличие от Канта Гегель понимает, что противоречия могут и должны найти свое разрешение, но предварительно они должны быть зафиксированы именно как действительные, а не мнимые противоречия в определениях и понятиях. Так математика имеет своим объектом изучения пространственные формы и количественные отношения реального мира, и хотя при этом отбрасываются многие другие формы и отношения, но это делается вполне осознанно, фиксируя математические структуры как абстракции высшего порядка. При этом вполне закономерно соответствие математических знаний объективной реальности устанавливается всей историей развития науки и техники. Идеальное - субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека. Идеальное, как образ внешнего мира возникает в мыслящем теле не как результат пассивного созерцания, а как форма активного преобразования природы трудом поколений, сменяющих друг друга в ходе исторического развития. Между мыслящим человеком и природой существует очень важное связующее звено, через которое природа превращается в мысль, а мысль в тело природы. Это практика, деятельность, производство. Именно производство (в самом широком смысле слова) делает предмет природы предметом мышления. Поэтому объективная картина природы раскрывается человеку не в созерцании, а в деятельности общества, разрешая проблему - какие черты предмета, данного в созерцании, принадлежат самому предмету, а какие привнесены человеком. Определение идеального сугубо диалектично. Это то, чего нет и вместе с тем есть, что не существует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи и вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие внешней вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта. В природе самой по себе, в том числе и в природе человека как биологического существа, идеального нет. Так форма кувшина, возникающего под руками гончара, не заключалась заранее ни в куске глины, ни в прирожденной анатомо-физиологической организации тела гончара. Ясно, что идеальное непосредственно воплощено в нервно-мозговые структуры, но материальное бытие идеального не есть само идеальное, а только форма его выражения в органическом теле. Идеальное само по себе - это общественно-определенная форма деятельности человека, соответствующая форме предмета этой деятельности. Без идеального образа человек не может оперировать с вещами, вовлеченными в процесс общественного производства. Индивид мыслит лишь постольку, поскольку он усвоил всеобщие (логические) определения, исторически сложившиеся до него и совершенно независимо от него. По современным естественнонаучным представлениям формы проявления идеальных объектов представляют собой ощущения, образы и другие состояния центральной нервной системы живых организмов. Таким образом, формы проявления идеальных объектов - это состояния материальных структур, нейронных структур нервной системы. Так в биологических объектах природа использует голографический принцип хранения информации - в виде волновой структуры, зафиксированной на нейронной структуре мозга. Предполагается, что кроме процессов возбуждения/торможения нейронов важную роль играют и процессы электромагнитного взаимодействия. Мозг представляет собой сложную систему, поэтому, хотя уже исследована (в первом приближении) статическая нейронная структура мозга, но процессы взаимодействия нейронов и нейронных структур (особенно динамика этих взаимодействий), исследованы очень слабо.
Языки как знаковые системы представляют собой одну из форм
выражения идеального в вещественно-предметной форме. От структуры языка
идеальный образ предмета отличается тем, что он - форма внешнего предмета. От
внешнего же предмета идеальный образ отличается тем, что он опредмечен не во
внешнем веществе природы, а в теле языка как субъективный образ. Символ, изъятый
из процесса взаимодействия человека с природой, перестает быть символом. На
примере текстов на мертвых языках можно наблюдать, как исчезает содержание
(смысл) текста с исчезновением системы идеальных объектов - языка, в то время
как носитель (текст) сохраняется. Так расшифровка древнеегипетских текстов
началась только после того, как были найдены две таблички - древнеегипетский
текст и его перевод на древнегреческий язык. До этого момента содержание
древнеегипетских текстов ни кто понять не мог. Сравнивая таблички с текстом и
его переводом, удалось (в какой-то мере) восстановить древнеегипетский язык. Это
была обычная для науки процедура: Анализ - Сопоставление - Синтез. Более высокий уровень знаковых систем - система знаний. Знания - выраженные в знаковой форме представления об объективных свойствах и связях мира, природного и человеческого. Без текстов или других носителей информации знания вырождаются в эзотерические учения, а без людей, знающих язык, с помощью которого фиксируются знания, тексты в которых зафиксированы знания, превращаются в геометрический орнамент. Будучи наукой, о всеобщих формах и закономерностях, в рамках которых протекает любой, как объективный, так и субъективный процесс, диалектическая логика, как и формальная и математическая логика, представляет собой строго очерченную систему специальных понятий (логических категорий), отражающих последовательные стадии становления любого конкретного целого как процесса его духовно-теоретической репродукции. Законы логики есть отражения объективного в субъективном сознании человека, т.е. объективные законы субъективной деятельности. История развития науки показывает, что наука в целом, через столкновения взаимно противоположных воззрений, через противоречия, развивается все же в соответствии с диалектической логикой, отражающей наиболее общие законы развития природы, общества, мышления и представляющей собой итог истории познания мира. Поэтому логика как наука совпадает с диалектикой и теорией познания. Категории и законы (схемы) развития объективного мира, будучи отражены в общественном сознании, выступают в роли активных логических форм работы мышления, а логика представляет собой систематически-теоретическое изображение универсальных схем, форм и законов развития и природы, и общества, и мышления. Если естествоиспытатель не владеет материалистической диалектикой, не знаком с теорией отражения, то он неизбежно будет соскальзывать в идеализм, в болото квазинаучной мистики. Разумеется, естествоиспытатель и при этом останется участником научного процесса, логика фактов, в конце концов, может вытянуть его из болота. Но с какими издержками? Здесь вполне правомерен вопрос - если материалистическая диалектика есть наука о законах превращения действительности в мысль (познание как высшая форма отражения), а мысли в действительность (реализация понятий и представлений на практике), то почему же эту науку не изучают в школе? Ответ, к сожалению очевиден - ни в СССР, ни в России структуры, управляющие государством, не заинтересованы в развитии мышления у народа, по той простой причине, что мыслящими людьми сложнее управлять, извлекая из этого процесса личную выгоду, чем не мыслящими. Диалектический материализм - это инструмент познания Природы и, как любым другим инструментом, им надо уметь пользоваться. А умение пользоваться - это искусство, это баланс на лезвии бритвы - чуть влево, заплутаешь в дебрях фантазий идеализма, чуть вправо, упрешься в тупик вульгарного материализма, чуть в сторону, утонешь в болоте релятивизма, и т.д., и т.п. Умению пользоваться этим инструментом надо учить и учиться всю жизнь, периодически ошибаясь, но все же выкарабкиваясь из тупиков и продираясь через дебри всяческих "измов". Дело в том, что все, что можно было объяснить "просто", уже давным-давно объяснено. Осталось то, что понять и объяснить очень даже не просто.
Бытует мнение, что сущность диалектики можно
представить как бинарную структуру: {тезис <-> антитезис} {А <-> неА}. При этом
упускается из виду тот факт, что взаимодействием (борьбой) противоположностей
(тезиса и антитезиса) диалектика не ограничивается. Взаимодействие
противоположностей не замыкается само на себя, оно является причиной и движущей
силой развития, а развитие (синтез) и является третьим элементом диалектики.
Таким образом, сущность диалектики необходимо представлять не в виде бинарной
структуры, а в виде триарной структуры: тезис, антитезис, синтез. Но и это
представление но полно. Необходимо учитывать не только совокупность элементов,
но и их связи, т.е. перейти от множества (совокупность элементов) к структуре
(совокупность элементов и их связей). С учетом связей получается иерархическая
структура:
Исследуя историю религии, науки, философии, как историю
развития мышления, представляется вполне обоснованным такое представление об
уровнях мышления:
Теперь вернемся от философии к физике. Поскольку
воспринимать всю Природу, во всем ее многообразии человек не в состоянии, то
условно принято делить реальность на объективную, существующую вне и не зависимо
от человека, и субъективную - внутренний мир человека. Но диалектика требует,
что бы проводя любое разделение реальности на части, исследователь отдавал себе
отчет в том, что такое разделение заведомо огрубляет рассматриваемый объект или
процесс, что оно есть источник ошибочных представлений о реальности. Это же
относится и к разделению реальности на мышление и бытие.
(Редактировано в 2008г.) Маленький философский словарик. АБСТРАКЦИЯ (от латинского термина abstractio - отвлечение, введенного Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов ("металл", "атом", "натуральное число"). В других случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с которыми они в действительности неразрывно связаны ("красота", "нравственность", -"стоимость", "полезность"). В процессе абстрагирования приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Например, невозможно "пересчитать" весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается абстракция актуальной (т. е. "сосчитанной", "завершенной") бесконечности. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в "чистом" виде - все это результат абстрагирующей деятельности мышления. Критерием того, насколько абстракции, вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса абстрагирования и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. Превращение продуктов абстрагирования - понятий, идей - в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Современный номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие абстракции употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного. Обратно АНТИНОМИЯ (греч. antinomia- противоречие в законе) - появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Понятие "антиномия" возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреческой философии в смысле антиномии чаще употреблялся термин "апория"; тогда же были сформулированы некоторые антиномии, относимые ныне к семантическим. Много внимания формулировке и анализу антиномий уделяли схоластические логики. Кант использовал понятие " антиномия " в попытках оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать "вещи в себе". Гегель отметил важное значение кантовских антиномий как диалектического элемента его взглядов. Антиномии, т. е. противоречия, утверждал он, существуют во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях. Антиномии Канта не являются антиномиями в смысле современной формальной логики, т. к. обоснование и тезиса и антитезиса в них не подлежит выражению в формально-логическом виде. В конце 19 - начале 20 в. в логике и математике был обнаружен ряд антиномий в подлинном смысле слова, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики. Антиномии обычно подразделяют на собственно логические и семантические (парадоксы). Появление антиномий не есть результат субъективной ошибки: оно связано с диалектическим характером процесса познания, в частности с противоречием между формой и содержанием. Антиномия возникает в рамках некоторой (быть может, явно не фиксируемой, но всегда фактически предполагаемой) формализации процесса рассуждения; она свидетельствует об ограниченности этой формализации и выдвигает задачу ее перестройки. Разрешение антиномии означает введение новой, более полной формализации, лучше соответствующей отображаемому содержанию. Из познания невозможно раз и навсегда исключить антиномии, вместе с тем для каждой антиномии возможно ее исключение посредством соответствующего изменения того способа формализации, в рамках которого она появилась. Разработанные в настоящее время различные способы исключения антиномии позволяют глубже характеризовать диалектику познания и роль в нем логической формализации. За возникающей, в процессе познания объективной действительности, антиномией часто скрываются реальные диалектические противоречия вещей, воспроизведение которых в соответствующих понятиях позволяет глубже постигать объективную истину. Обратно
БЫТИЕ
1. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания
объективный мир, материю. В применении к обществу употребляется термин
"общественное бытие". Рассматривая материальность мира и его бытие как
понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое
представление о бытии как существующем до материи или независимо от нее, а
также идеалистические попытки вывести бытие из акта сознания. С др. стороны,
недостаточным является подчеркивание только объективности бытия, т. к. в
таком случае остается невыясненным вопрос о материальном или идеальном
характере бытия. Признавая бытие первичным, а сознание - вторичным,
диалектический материализм, тем не менее, трактует сознание не как пассивное
отражение, но как активную силу, оказывающую воздействие на бытие. ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю) - наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях диалектика вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерывы в постепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает "диалектику" от "аналитики" как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон, вслед за элеатами (Элейская школа), определяет истинное бытие как тождественное и неизменное. Тем не менее, он обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них и равен самому себе, и не равен (не тождественен) себе. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики Важнейшим до Маркса этапом в развитии диалектики стал немецкий классический идеализм, который в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей немецких идеалистов. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об "антиномиях". Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеалистическая диалектика Гегеля, ктоторый впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. В отличие от абстрактных определений рассудка диалектика, по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, "движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...". Научное понимание диалектики было создано Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Материалистическая диалектика- это учение о развитии. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о развитии человеческой практической деятельности, общества и культуры. Наконец, это учение об историческом развитии познания. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов. Абсолютизация любой черты, стороны, закона диалектики ведет к метафизическому ее искажению. Материалистическая диалектика является философской теорией бытия и человека, а также методом познания. Маркс особо подчеркивал революционно-критическую сущность диалектики, ибо в понимание существующего она вкладывает необходимость его отрицания. Диалектика является той философской концепцией, которая в наибольшей степени соответствует изменениям в социальном мире, а также в науке и технике. Обратно ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ_ЛОГИКА - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания. Диалектическая логика в своем научном выражении возникла как составная часть марксистской философии. Однако ее элементы имели место уже в древности, особенно в античной философии, в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля и др. В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода формальная логика считалась единственным учением о законах и формах мышления. Но уже примерно с 17 века, под давлением потребностей развивающегося естествознания и философской мысли, начинает осознаваться ее недостаточность, необходимость учения о всеобщих принципах и методах мышления и познания (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.). Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время получила в немецкой классической философии. Так, Кант проводил различие между общей и трансцендентальной логикой; последняя, на его взгляд, отличается от первой, т. е. формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается подобно ей, от содержания. Особая заслуга в разработке диалектики л. принадлежит Гегелю, давшему ее первую всесторонне разработанную систему, проникнутую, однако, идеалистическим взглядом на мир. Марксистское учение о диалектики л. вобрало в себя все ценное из предыдущего, переработав огромный опыт развития человеческого сознания и обобщив его в строгую науку о познании. Диалектическая логика не отвергает формальную логику, а позволяет уточнить ее границы, место и роль в изучении законов и форм мышления. Если задача формальной логики связана с изучением правил развертывания готового содержания знания, то задача диалектической логики - исследование законов генезиса и развития познавательного содержания, перехода его от одного уровня к другому. В диалектическом материализме диалектика, логика и теория познания находятся в глубоком единстве, а в определенном смысле даже совпадают друг с другом. Поэтому две проблемы, решаемые в диалектической логике, взаимосвязаны: 1) исследование того, как в понятиях выразить диалектику действительности; 2) изучение развития самого познания, мышления. С решением первой проблемы связано прежде всего изучение вопроса о выражении диалектических противоречий в логике понятий. Диалектическая логика не отождествляет реальных диалектических и логических противоречий, так же не смешивает формально-логические противоречия с диалектико-логическими, являющимися необходимой формой развития мысли. Вопрос о последних связан с вопросами об антиномиях и парадоксах познания. Диалектическая логика формулирует ряд общих принципов, относящихся как к развитию познания в целом, так и к развертыванию отдельных более или менее законченных научных теорий. Это, например, такие принципы, как восхождение от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического, единства анализа и синтеза. Особенность диалектической логики состоит в том, что она не пытается формулировать какую-то абсолютную, замкнутую, не способную к развитию модель познавательного процесса, а показывает ограниченный характер всех таких моделей, их обусловленность конкретным этапом развития познания, культуры, социально-практической деятельности. Диалектическая логика строится и развивается как философское обобщение истории развития человеческого познания. Обратно ЗНАНИЕ - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. У каждого человека есть свои преставления о мире, обществе, человеке и т.д. Из этого безбрежного моря представлений, благодаря общественной практике, выкристаллизовываются знания – преставления людей о мире, обществе, человеке, подтвержденные общественной практикой. Все знания, накопленные человечеством, представляют собой систему знаний, причем основой этой системы являются научные знания. Кроме научных знаний в эту систему входят и другие знания, в частности эмпирические и технологические. В знаниях кристаллизуется, преемственно накапливается и объективируется общественная сила человека. Этот факт служил (и служит) основой объективно-идеалистических представлений о первичном и самодовлеющем характере идеальных образований и духовной активности. Идеалистической мистификации знания домарксовские материалисты противопоставляли понимание знания как результата индивидуальных познавательных усилий, индивидуального опыта. Однако подобная точка зрения не могла объяснить того существенного обстоятельства, что человек в контексте реальных общественных отношений приступает к познанию, обладая "готовым" (общественно-исторически выработанным) понятийным и категориальным аппаратом. В знании, осуществляется перевод разрозненных представлении в теоретически систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности. Обратно КАТЕГОРИИ (греч. kategoria - высказывание, свидетельство) - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Большая заслуга в разработке философских категорий принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема категорий выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о некотором сущем с самим этим сущим. С его точки зрения, в высказываниях связываются понятия ("роды" и "виды"), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Аристотель высоко оценивал познавательное значение категорий. Однако активность человека в процессе познания, благодаря которой общие понятия ("роды" и "виды") соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовную. В новое время учение о категориях развивали представители нем. классического идеализма. Для Канта категории - это всеобщие формы, в которых мы мыслим все воспринимаемое, априорные (до-опытные) формы рассудка, упорядочивания нашего опыта. Гегель понимал категории как развивающиеся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как "прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его" (духа или сознания) жизни. Для Гегеля категории в своем самодвижении осуществляют себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь категорий, в конечном счете, задает тон и ритм истории, превращающейся в их воплощение. В современной западной философии, особенно в неопозитивизме. категории или игнорируются, или рассматриваются как чисто субъективные и "удобные" формы организации человеческого опыта, "вместилища" данных опыта, определенные языковые образования. В некоторых направлениях идеалистической философии (неотомизм, персонализм и т. д.) категории относят к чисто духовным трансцендентным сущностям. С точки зрения марксистской философии категории сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Основные категории диалектического материализма - материя и движение, время и пространство, качество и количество, мера, .единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. В своей необходимой взаимосвязи категории, образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в которых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Основным принципом построения системы категорий является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. Категории марксистской философии, как и любой другой науки, не составляют замкнутой, неизменной системы. В связи с развитием деятельности человека, в процессе которой он преобразует мир и познает его, число и содержание категорий обогащается. Выражая существенные связи развивающейся действительности, законы движения природы, общества и мышления, они должны быть такими же подвижными, гибкими, как и отражаемые ими явления. Обратно МАТЕМАТИЧЕСКАЯ_ЛОГИКА (или символическая логика) - область знания, которая сложилась в результате применения в логике формальных методов математики и логического исследования математических рассуждений и доказательств. В математической логике логические процессы изучаются посредством их отображения в формализованных языках, или логических исчислениях. Наряду с изучением формального строения логических исчислений (Логический синтаксис) в математической логике встает также задача рассмотрения отношений между исчислениями и теми содержательными областями, которые служат их интерпретациями и моделями. Эта задача обрисовывает проблематику логической семантики. Логический синтаксис и семантика включаются в металогику - теорию средств описания, предпосылок и свойств логических исчислений. Некоторые исходные понятия математической логике содержатся уже в учении мегаро-стоической школы (3 в. до н. э.). Саму же идею логического исчисления, по-видимому, впервые сформулировал Лейбниц. Однако как самостоятельная дисциплина математическая логика оформилась в середине 19 в. благодаря работам Буля. С Буля начинается развитие так называемой алгебры логики. Другое направление разработки математической логики ставшее определяющим, начинается с конца 19 века в связи с потребностями математики в обосновании своих понятий и способов доказательств. У истоков этого направления лежат труды Фреге. Значительный вклад в его развитие внесли Рассел, Уайтхед и Гильберт. В этот период создаются фундаментальные логические системы математической логики - классические исчисление высказываний и исчисление предикатов. Крупные результаты, определившие современное состояние математической логики, были получены в. 30-х гг. Гёделем. Тарским, А. Чёрчем. Современный этап математической логики характеризуется исследованием разнообразных видов логических исчислений, интересом к проблемам семантики и вообще металогики, к вопросам специальных математических и технических приложений логики. В связи с задачами обоснования математики наряду с работами в области классической математической логике разрабатывается интуиционистская и конструктивная логика. С анализом оснований логики связаны исследования по комбинаторной логике. Ведутся исследования в области многозначных, модальных и релевантных логик. Математическая логика оказала влияние на развитие ряда разделов современной математики, общей алгебры, теории алгоритмов, рекурсивных функций, формальных систем. Математическая логика находит приложение в электротехнике (исследование релейно-контактных и электронных схем), вычислительной технике (программирование), кибернетике (теория автоматов), нейрофизиологии (моделирование нейронных сетей), языкознании (структурная лингвистика и семиотика). Обратно МЕТАЛОГИКА (греч. meta - после. за и logos - слово, понятие, рассуждение) - теория, исследующая системы и понятия современной формальной логики. Разрабатывает вопросы теории доказательств, определимости понятий, истины в формализованных языках, интерпретации, смысла и т. д. Металогика делится на два раздела: логический синтаксис и логическую семантику. Развитие металогики связано с построением и изучением свойств формализованных языков. Основные работы в области металогики принадлежат Фреге, представителям львовско-варшавской школы польских логиков, Гильберту, Гёделю, А. Черчу, Карнапу, Дж. Кемени и др. Обратно МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга. Материальные физиологические механизмы мышления исследуются физиологией высшей нервной деятельности. Однако мышление, находясь в неразрывной связи с мозгом, не может быть полностью объяснено деятельностью физиологического аппарата. Мышление связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. Мышление возникает в процессе производственной деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение действительности. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по своим результатам. Это объясняется тем, что мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной лишь для человеческого общества. Поэтому мышление человека осуществляется в теснейшей связи с речью и результаты его фиксируются в языке. Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез, идей и т. п. Результатом процесса мышления всегда является та или иная мысль. Способность мышления к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Образование научных понятий связано с формулированием соответствующих законов. Способность мышления к опосредствованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательств. Эта способность чрезвычайно расширяет возможности познания. Она позволяет, отправляясь от анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познавать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Понятия и их системы (научные теории) фиксируют (обобщают) опыт человечества, являются концентрацией знаний людей и отправным пунктом для дальнейшего познания действительности. Мышление человека изучается различными науками (физиологией высшей нервной деятельности, логикой, кибернетикой, психологией, гносеологией и т. п.) и различными методами. Среди экспериментальных исследований в последнее время большую роль приобрели методы исследования мышления в форме его моделирования с помощью различных кибернетических устройств. В жизни каждого индивида мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т. е. не существует изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремился оторвать мышление от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности общества), а если и признавал такую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от некоторых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей. Современная западная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет мышление, наряду с материей (в отличие от языка, который всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Он игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга, которые характеризуются как мышление. Обратно ОПРЕДЕЛЕНИЯ - эмпирически-дедуктивные обобщения представлений. Обратно ОЩУЩЕНИЕ - элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира. возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств (анализаторы). Наиболее развитым у человека является зрительный анализатор и соответствующая ему система ощущения. Далее идут осязательные, слуховые, вкусовые и прочие ощущение. Каждая группа ощущений обладает специфической модальностью - совокупностью непрерывно переходящих друг в друга качеств, несравнимых с качествами других групп ощущений: цвета не похожи на звуки, вкусы или запахи. Ощущение обладает также интенсивностью. В процессе познания ощущение выполняют следующие функции: 1) в качестве субстрата восприятия дают последнему возможность отобразить структуру внешних предметов, 2) выступают в роли признаков объективных свойств внешних предметов при условии, что взаимосвязь между качеством ощущения и свойством предмета заранее известна: по цвету раскаленного металла можно судить о его температуре, по цвету индикатора можно определить характер химического раствора и т. п., 3) являются основой для формирования элементарных представлений. Обратно ПОНЯТИЕ - одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. Понятием называется также обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, растения, общественно-экономические формации и т. п.) могут обобщаться в понятие по разным совокупностям признаков. Понятие имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки (составляющие содержание), по которым обобщаются предметы. Понятия фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл соответствующих выражений языка. Одна из логических функций понятия состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря этой функции понятия связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в понятие является необходимым условием познания законов природы. Каждая наука оперирует определенными понятиями, в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Образование понятия, переход к нему от чувственных форм отражения - сложный процесс, в котором применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения. Всякое понятие представляет собой абстракцию, что создает видимость отхода понятия от действительности. На самом деле при помощи понятия происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. К тому же конкретное, неполно отражающееся в отдельных понятиях, может быть с той или иной степенью полноты воспроизведено посредством совокупности понятий, отражающих различные его стороны. Хотя в понятие выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. Само общее существует лишь в отдельном. Поскольку оно составляет основу качественной специфики отдельных предметов, знание его дает возможность объяснения отдельного и особенного. Обратно ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. В представлении у человека закрепляется и сохраняется то, что объективно становится его достоянием благодаря практике. Хотя представление является формой индивидуального чувственного отражения, у человека оно неразрывно связано с общественно выработанными значениями, опосредствовано языком, наполнено общественным содержанием и всегда осмыслено и осознано. Понятие- необходимый элемент сознания, т. к. оно постоянно связывает значение и смысл понятий с образом вещей и в то же время дает возможность сознанию свободно оперировать чувственными образами предметов. Обратно РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio - обращение назад). Термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Локк считал рефлексию. источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. Для Лейбница рефлексия не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юму, идеи - это рефлексия над впечатлениями, получаемыми извне. Для Гегеля рефлексия - взаимное отображение одного в другое, например в сущности - явления. Термин "рефлектировать" означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием. Обратно СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий, критикующий) - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом. Продолжая традиции софистов, первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельства жизни, состояние органов чувств, влияние традиций и привычек и т. п.). Сомнение в возможности общепризнанного, доказательного знания легло в основу этической концепции античного скептицизма. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия (атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии. Однако сами скептики отнюдь не воздерживались от суждений и писали сочинения, где критиковались умозрительные философские догмы и выдвигались доводы (так называемые тропы) в пользу скептицизма. Скептицизм сыграл важную роль в опровержении догматизма средневековой идеологии. В трудах Монтеня, Шаррона, Бейля и др. подвергались сомнению аргументы теологов, подготавливалась почва для усвоения материализма. С другой стороны скептицизм Паскаля, Юма, Канта и др. ограничивал возможности разума вообще и расчищал место для религиозной веры. В современной философии традиционные аргументы скептицизма своеобразно усвоил позитивизм, который считает бессмысленными любые суждения, обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом. В диалектическом материализме скептицизм признается как элемент познания (сомнение, самокритика и т. п.), но не абсолютизируется до значения философской концепции. Обратно СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание. Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. При рождении человек не обладает индивидуальным сознанием, оно формируется в процессе воспитания и совместной с другими людьми деятельности. Способ отношения человека к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Принято различать общественное сознание как системное свойство совокупности отдельных людей в процессе их совместной деятельности и индивидуальное сознание, как проявление общественного сознания в отдельном человеке. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других. Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой. Нельзя, однако, отождествлять сознание только с знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует. Мышление - не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью. Языковое мышление - изменение "идеализированных предметов", т. е. значений и смысла слов, знаков, символов и т. п.- есть только одна из форм действительного мышления человека. С другой стороны, нельзя отождествлять понятия "психика" и " сознание", т. е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы "за порогом" сознания. (Подсознательное). Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. На всем протяжении мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и основной проблемой была и остается проблема сознание и его отношения к материи (Основной вопрос философии). Обратно СУЖДЕНИЕ - мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной. Примеры суждений: "Все планеты обращаются вокруг Солнца", "Если число делится на 10, то оно делится и на 5", "Иванов сдаст экзамен на "отлично". Два первых суждений истинны. Третье может оказаться и ложным (если выяснится, что Иванов не сдал экзамен на "отлично"), хотя высказывавший эту мысль мог полагать, что он высказывает истину. Гипотеза также представляет собой суждение и является объективно либо истинной, либо ложной, хотя она еще и не доказана и не опровергнута. Законы же науки - это суждения, истинность которых доказана. К числу суждений не относятся мысли, которые не могут быть охарактеризованы с точки зрения истины или лжи (вопросы, приказания, просьбы и т. п.). Суждения можно подразделить на простые и сложные. В качестве простых в той или иной логической системе рассматриваются такие суждения, которые в пределах этой системы являются неразложимыми на иные суждения. Сложные суждения составляются из простых посредством различных логических связок (напр., союзов "и" (конъюнкция), "если... то" (импликация). Истинность или ложность сложных суждений в рамках классической логики представляет собой функцию истинности или ложности простых: зная значения простых суждений, мы можем определять значения (истинность или ложность) сложных суждений. Обратно ТЕОРИЯ_ОТРАЖЕНИЯ - в философии составляет основу диалектико-материалистической теории познания. Теория отражения имеет специфические задачи: раскрытие наиболее общих черт и закономерностей, присущих всем уровням и формам отражения; исследование возникновения и развития форм психического отражения, включая вопросы происхождения сознания и специально-научного обоснования возможностей познавательной деятельности человека; изучение связи характеристик содержания и формы образа, знания; раскрытие сущности отражения в неживой природе; выяснение особенностей отражения (сигнализации) в технике связи и управления, в частности соотношения и связи человека и кибернетических устройств. Исходным для теории отражения и гносеологии в целом является диалектико-материалистический принцип отражения, согласно которому, результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику - оригиналу. Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов: активного извлечения нужных и исключения ненужных, побочных сведений об оригинале. Отражение в качестве гносеологического принципа признавалось и в домарксистском материализме, однако, основной бедой старого материализма было неумение применить диалектику к теории отражения, вследствие чего отражение понималось как пассивное, мертвое "фотографирование" внешнего мира. Диалектический материализм понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в котором человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям. Активная предметная деятельность человека и человечества возможна лишь на базе отражательной функции сознания, обеспечивающей адекватное познание мира и воздействие на него в соответствии с объективными законами Обратно
ФОРМАЛЬНАЯ_ЛОГИКА
- наука, изучающая формы мысли - понятия, суждения, умозаключения,
доказательства - со стороны их логической структуры, т. е. отвлекаясь от
конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого
содержания. Основная задача формальной логики - сформулировать законы и
принципы, соблюдение которых является необходимым условием достижения истинных
заключений в процессе получения выводного знания. Начало формальной логики было
положено трудами Аристотеля, разработавшего силлогистику. Дальнейший вклад в
развитие формальной логики внесли ранние стойки, в средние века - схоласты (Петр
Испанский, Дум Скот, Очкам, Луллий и др.); в новое время - прежде всего Лейбниц.
Отход от многовековой традиции изучения проблем дедуктивной логики был связан с
исследованием индукции, и попыткой сформулировать правила индуктивных
умозаключений (Ф. Бэкон, позднее Милль и др.). Новый этап в развитии формальной
логики наступил с конца 19 - начала 20 в., когда стала интенсивно развиваться
математическая (символическая) логика. Последняя, разрабатывая логические теории
математических рассуждений и доказательств, обогатила формальную логику новыми
методами и средствами логического исследования. Обратно
|