Наука и техника как области человеческой
деятельности существуют с давних пор. Однако, если в прошлых столетиях
проблемы этих областей интересовали лишь узкий круг причастных к ним
интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше
время выдвинуло оба этих явления в центр общественного внимания.
Количество специальных технических дисциплин возрастает с огромной
скоростью, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные
аспекты этих отраслей становятся предметом исследования. Всё
возрастающая специализация в технике стимулирует процесс развития
технических дисциплин, однако все они концентрируют свое внимание на
отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных "срезах"
техники. Техника же в целом не является предметом исследования
технических дисциплин.
Технические устройства и орудия, которые окружают
нас в повседневной жизни, это лишь предметы технической деятельности
человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений.
За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на
этих знаниях действий. Технические знания воплощаются не только через
техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и
фиксируются в статьях, книгах, учебниках. Без налаженного механизма
производства, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие
в современном обществе было бы невозможно. Кроме того, сам процесс
применения научных знаний в инженерной практике далеко не прост и связан
не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний.
Поэтому в настоящее время техника понимается:
Иногда говорят, что техника развивается по законам
природы. В доказательство приводится тот факт, что любая машина и орудие
основаны на законах и явлениях природы, которые нельзя игнорировать,
создавая технику. Действительно, эти законы нельзя отбросить, но сама
природа никогда не создавала и не создает технику, техника создается
людьми, обществом, а раз так, то бесполезно пытаться законами природы
объяснить технический прогресс. В наше время появляются новые тенденции
в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом
развитии, а так же с тем, что теперь нередко гораздо сложней и трудней
разработать (спроектировать) техническую систему, чем ее изготовить. Эксплуатация, изготовление и конструирование тесно связаны друг с другом и представляют собой своеобразное развитие технической практики. В качестве объекта эксплуатации техника выступает как некоторая материальная и функциональная целостность, сохранение и регулирование которой - непременное условие ее использования. Движущим противоречием эксплуатации является несоответствие между условиями функционирования техники и ее функциональными особенностями. Функциональные особенности предполагают постоянство условий эксплуатации, а условия эксплуатации имеют тенденцию меняться. Преодоление этого противоречия достигается в технологии, в нахождении типовых технологических операций. Технологии - это обусловленные состоянием знаний способы достижения целей. Причем, достигая поставленной цели, человек одновременно достигает и множества других целей, многие из которых он не ставил. Внутренним противоречием технологии является несоответствие между используемыми природными процессами и потребностями в повышении надежности и эффективности техники. Преодоление этого противоречия достигается в конструировании более совершенной техники, с помощью которой можно использовать более фундаментальные закономерности природы. Техника не пассивна по отношению к технологии, средство влияет на цель. Новая техника изменяет технологию, технология сама становится средством реализации внутренних достоинств сконструированной техники. Исторически возникновение и становление первых технических наук относят к концу XVIII века. Использование природных сил, овеществляемых в машинах, в качестве непременного условия требовало сознательного применения естествознания. Именно в силу этого впервые возникли такие практические проблемы, которые могли быть разрешены лишь научным путем, так появилась теория машин и механизмов. Современные технические науки по мере усложнения исследуемых ими технических систем, несущих сложные социальные функции, сближаются в известном плане с общественными науками. Появился раздел социально-технических знаний, который нацелен на исследование технических устройств с точки зрения технико-экономических, инженерно-психологических, технико-эстетических, эргономических, экологических и других социальных характеристик. Причина возникновения и развития техники заключена в противоречиях между целями (потребностями) и средствами для воплощения этих целей в деятельности человека. Любое разрешение противоречия требует каких-либо изменений: приспособление и развитие самого человека (прямохождение, развитие кисти, мозга), преобразование окружающей природной среды (сельскохозяйственное использование, животноводство, строительство сооружений), изменение общества (социальных структур, связей, функций и ориентиров) или "достраивание" (расширение функциональных возможностей) человека и общества путем создания искусственных технических "органов".
Обратим свой взгляд на историю техники:
Каковы основные признаки технических систем? ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ТС) - это структура, образованная взаимосвязанными элементами, предназначенная для выполнения определенных полезных функций. Функция - это способность ТС проявлять свое свойство (качество, полезность) при определенных условиях и преобразовывать предмет труда (изделие) в требуемую форму или величину Появление цели - это результат осознания потребности. Потребность (постановка задачи) - это то, что нужно иметь (сделать), а функция - реализация потребности в ТС. Возникновение потребностей, осознание цели и формулирование функции - это процессы, происходящие внутри человека. Но реально действующая функция - это воздействие на предмет труда (изделие) или служение человеку. То есть, не хватает промежуточного звена - рабочего органа. Это и есть носитель функции в чистом виде. Рабочий орган (РО) - единственная функционально полезная человеку часть технической системы. Все остальные части вспомогательные. ТС и возникали на первых этапах как рабочие органы (взамен органов тела и в дополнение им). И только потом, для увеличения полезной функции. к рабочему органу "пристраивались" другие части, подсистемы, вспомогательные системы.
Рисунок 1. Полная принципиальная схема работающей ТС.
Соединение элементов в единое целое нужно для получения (образования, синтеза)
полезной функции, т.е. для достижения поставленной цели. Составление структуры -
это программирование системы, задание поведения ТС с целью получения в
результате полезной функции. Требуемая функция и выбранный физический принцип ее
осуществления определяют структуру. Структура - это совокупность элементов и
связей между ними, которые определяются физическим принципом осуществления
требуемой полезной функции. Структура, как правило, остается неизменной в
процессе функционирования, то есть при изменении состояния, поведения,
совершения операций и любых других действий. Следует различать два вида
системных прибавок, получаемых при соединении элементов в структуру: Каждая ТС может выполнять несколько функций, из которых только одна рабочая, ради которой она и существует, остальные - вспомогательные, сопутствующие, облегчающие выполнение главной. Определение главной полезной функции (ГПФ) иногда вызывает затруднение. Это объясняется множественностью требований, предъявляемых к данной системе со стороны выше и ниже лежащих систем, а также соседних, внешних и прочих систем. Отсюда кажущаяся бесконечность определений ГПФ (принципиальная неохватность всех свойств и связей). С учетом иерархичности функций, ГПФ данной системы - это выполнение требований первой вышестоящей системы. Все остальные требования, по мере удаления от иерархического уровня, от которого они исходят, оказывают все меньшее влияние на данную систему. Эти над и подсистемные требования могут быть выполнены и другими веществами и системами, не обязательно данной системой. То есть, ГПФ элемента определяется той системой, в которую он включается. Чтобы точнее определить системный эффект (системное качество) данной ТС можно воспользоваться простым приемом: надо разделить систему на составные элементы и посмотреть, какое качество (какой эффект) исчезло. Например, отдельно ни одна из самолетных частей летать не может, как не может выполнить свою функцию и "усеченная" система самолет без крыла, оперения или управления. Это, кстати, убедительный способ доказательства, что все объекты в мире - системы: разделите уголь, сахар, иголку, - на каком этапе деления они перестают быть самими собой, теряют главные признаки? Все они отличаются друг от друга лишь продолжительностью процесса деления - иголка перестает быть иголкой при делении на две части, уголь и сахар - при делении до атома. По-видимому, так называемый диалектический закон перехода количественных изменений в качественные отражает лишь содержательную сторону более общего закона - закона образования системного эффекта (системного качества). Элемент - относительно целая часть системы, обладающая некоторыми свойствами неисчезающими при отделении от системы. Однако в системе свойства элемента не равны свойствам отдельно взятого элемента. Сумма свойств элемента в системе может быть больше или меньше суммы его свойств вне системы. Иначе говоря, часть свойств элемента, включаемого в систему, гасится или к элементу добавляются новые свойства. В подавляющем большинстве случаев часть свойств элемента нейтрализуется в системе, в зависимости от величины этой части говорят о степени потери индивидуальности элемента включенного в систему. Элемент - минимальная единица системы, способная к выполнению некоторой элементарной функции. Все технические системы начинались с одного элемента, предназначенного для выполнения одной элементарной функции. Затем, по мере развития ТС идет дифференциация элемента, то есть разделение элемента на зоны с разными свойствами. Из моноструктуры элемента (камень, палка) начинают выделяться другие элементы. Например, при превращении каменного резца в нож выделились рабочая зона и зона ручки, а затем усиление специфических свойств каждой зоны потребовало применение разных материалов (составные инструменты). Из рабочего органа выделилась и развилась трансмиссия. Связь - это отношение между элементами системы, это реальный физический (вещественный или полевой) канал для передачи энергии, вещества или информационных сигналов; причем сигналов нематериальных не бывает, это всегда энергия или вещество. Главное условие работы связи - "разность потенциалов" между элементами, то есть градиент поля или вещества (отклонение от термодинамического равновесия - принцип Онзагера). При градиенте возникает движущая сила, вызывающая поток энергии или вещества. Основные характеристики связи: физическая реализация и мощность. Физическая реализация - это вид вещества или поля, используемого в связи. Мощность - интенсивность потока вещества или энергии. Мощность связи должна быть больше мощности внесистемных связей, выше уровня шума внешней среды. Иерархический принцип организации структуры возможен только в многоуровневых системах (это большой класс современных технических систем) и заключается в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к нижнему. Каждый уровень выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный, по отношению к вышележащему. Каждый уровень специализируется также на выполнении определенной функции (ГПФ уровня). Абсолютно жестких иерархий не бывает, часть систем нижних уровней обладает меньшей или большей автономией по отношению к вышележащим уровням. В пределах уровня отношения элементов взаимно дополняют друг друга, им присущи черты самоорганизации (это закладывается при формировании структуры). Возникновение и развитие иерархических структур не случайно, так как это единственный путь увеличения эффективности, надежности и устойчивости в системах средней и высокой сложности. В простых системах иерархия не требуется, так как взаимодействие осуществляется по непосредственным связям между элементами. В сложных системах непосредственные взаимодействия между всеми элементами невозможны (требуется слишком много связей), поэтому непосредственные контакты сохраняются лишь между элементами одного уровня, а связи между уровнями резко сокращаются.
Основные свойства иерархических систем: Типичный график истории жизни технической системы показан на рисунке 2 (S - образная кривая жизни ТС, впервые появившаяся в работах Г.Альтшуллера), где по оси абсцисс отсчитывается время , а по оси ординат - один из главных показателей системы (или интегральный показатель качества Р).
Рисунок 2. S - образная кривая жизни ТС. Однажды возникнув в виде нового принципа осуществления целевой функции, новая ТС далеко не сразу находит массовое применение - идет период становления системы, разработка технологий, делающих новый принцип практически осуществимым. Быстрый рост начинается только с точки 1 и далее, до точки 2, система энергично развивается, сохраняя неизменным общий принцип. С какого-то момента (точка 2) темпы развития замедляются. Обычно это происходит после возникновения и обострения противоречий между данной системой и другими системами (с внешней средой). Некоторое время система продолжает развиваться, но темпы развития падают, система приближается к точке 3, за которой физические принципы, положенные в основу системы исчерпывают свои возможности. На смену системе А приходит система Б. При этом абсцисса точки 4 обычно близка к абсциссе точки 3. Теоретически рассуждая, систему Б нужно было бы развивать гораздо раньше - так, что бы точка 4 совпала по времени с точкой 2, но на практике этого не происходит. Старая система оттягивает на себя основные силы и средства, при этом действует мощная сила инерции финансовых интересов и узкопрофессиональных представлений. Новая система, в конечном счете, завоевывает себе место под солнцем, но только после того, как конфликты старой системы предельно обострятся. Продолжение смотри - Техника и технические системы (часть 2) |