Несколько слов о методологии.

(мнение инженера)
 


      Давайте рассмотрим структуру отношений между производством, потреблением и науками (имеются в виду естественные науки, наук не естественных, а тем более противоестественных, касаться не будем):
Потребление – формирует потребность в изделиях (что-то нужно сделать);
Производство – создает изделия и формирует потребность в технологиях (что-то мешает сделать);
Инженерия – создает технологии (технологии – обусловленные состоянием знаний способы достижения целей, причем, достигая поставленной цели, человек одновременно достигает и множества других целей, многие из которых он не ставил.) и формирует потребность в знаниях о природе вещей (как еще можно делать?);
Наука – создает знания о природе вещей (в том числе и о природе самого человека) и формирует потребность в целеполагании (а зачем это нам надо?).
Следующий элемент структуры замыкает логическую цепочку:
Философия – обобщая опыт человечества и выделяя наиболее общие аспекты истории человека, общества, вселенной формирует перспективы – цели и задачи человеческого общества, а исходя из целей и задач, выявляются потребности и формируется структура потребления. Ну а потребление, производство, инженерия и наука в совокупности, и в привязке к конкретному государству, называются экономикой.

     Такова общая структура отношений между наукой, производством и потреблением в нормальном человеческом обществе. При этом не следует путать инженерию и инжиниринг, это разные вещи, относящиеся друг к другу примерно так же, как относятся друг к другу создание произведений искусства и торговля произведениями искусства.

     С развитием информационных технологий в ряде случаев оказалось выгоднее не столько разрабатывать новые товары, удовлетворяющие запросы потребителей, сколько формировать у потребителей те потребности, которые можно удовлетворить существующими товарами, изменив лишь форму, внешний облик товара. Поэтому в настоящее время, в рамках либеральной постиндустриальной глобализации, усиленно насаждается другая структура отношений между наукой, производством и потреблением:
Производство – создает товары (в том числе и услуги) для получения финансовой прибыли и формирует потребность в потребителях этих товаров;
Корпоративная экономика – формирует структуру потребления, а так же формирует потребность в технологиях получения максимально возможных результатов от финансовых вложений, и потребность в технологиях подготовки потребителей к сверхпотреблению;
Инжиниринг – создает технологии получения наилучших (оптимальных) результатов от финансовых вложений и формирует потребность в знаниях о возможностях формирования и удовлетворения потребностей;
Инженерия – создает технологии производства товаров и формирует потребность в знаниях о природе вещей;
Наука – создает знания о природе вещей, используемых в технологиях производства товаров, и о возможностях целенаправленного формирования потребностей. При этом предполагается, что проблемы любой конкретной науки могут быть решены, причем каждая в пределах одной частной теории, с позиции какого-либо одного, жестко заданного методологического основания;
Философия – формирует логические обоснования как глобальной задачи для всех и каждого – максимизации финансовой прибыли при минимизации затрат, так и частных научных задач.

     Приведенная структура отношений в обоих случаях имеет существенную особенность – если отношения между потреблением, производством, инженерией и наукой можно представить структурно лежащими в одной плоскости, то философия структурно находится в другой плоскости, расположенной над этой плоскостью, и связана с каждым элементом плоскости, расположенной ниже, через методологию, как систему принципов и методов организации той или иной области деятельности человека. Методология это не наука в ее обычном понимании и не философия в ее обычном понимании. Но, в то же время, это единое целое, имеющее и производственную, и научную, и философскую стороны. Методология соединяет знания о предметной деятельности и мышлении со знаниями об объектах этой деятельности. Поэтому объект, с которым имеет дело методология, напоминает матрешку. Это особого рода связка нескольких объектов, где внутрь исходного для методологии объекта – деятельности и мышления – вставлен другой объект – объект деятельности или абстрактный продукт мышления. Такая гетерархия объекта представляет большую трудность в освоении методологического подхода с позиций как традиционной науки, так и философии.

     Методология и философия
Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Предмет философии составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Философия охватывает мир человеческой жизни и мир культуры в его многообразии, что позволяет охватить весь динамичный комплекс проблем, взаимосвязей, функций. В то же время философия - не наука в современном ее понимании. Отношение философии к действительности опосредовано формами мышления. Философское знание абстрактно и представляет собой систему категорий (максимально обобщенных понятий) и логики, как законов оперирования понятиями.

     Наиболее широко применяется логика Аристотеля (формальная логика). Объектами этой логики являются понятия, как мысли, отражающие сущность вещей. Причем вещей качественно определенных и не изменяющихся (статичных, устойчивых). При этом содержание и объем понятия тоже устойчивы и неизменны. Такие понятия называют конечными понятиями, а языковая форма понятия отражает общие и существенные признаки предметов, отраженных в понятии. Содержание понятия — это знание о совокупности существенных признаков класса предметов. Объём понятия — это знание о круге предметов, существенные признаки которых отображены в понятии.

     Менее известна и реже применяется логика Гегеля (диалектическая логика). Объектами этой логики тоже являются понятия, как мысли, отражающие сущность вещей. Но вещей изменяющихся (динамичных, развивающихся). При этом содержание и объем понятия тоже динамичны, изменчивы. Такие понятия называют бесконечными понятиями или категориями. Каждая категория отражает целостность, но целостность, обладающую внутренним самодвижением своего содержания. А поскольку категории являются наиболее общими понятиями, то определить их с помощью еще более общих понятий невозможно, т.к. более общих понятий просто нет. Поэтому для того, что бы определить внутреннее самодвижение целое определяет себя через самого себя посредством абсолютного отрицания. В результате такого отрицания вещь делится на саму себя {А}={А} (что определяет её статику, устойчивость – и порождает пространственно-подобную логику Аристотеля) и свою противоположность {А}={Не {А}} (что определяет её динамику, изменчивость – и порождает новое измерение - время). Так бесконечное понятие представляется в виде дихотомии конечных понятий – тезис {А}={А}, и антитезис {А}={Не {А}} в форме, которая заключает в самой себе всю полноту содержания и служит вместе с тем его источником. Гегель придал пространственно-подобному характеру логики Аристотеля дополнительное «временное» логическое измерение. Логика Гегеля обрела структуру логического пространства-времени бесконечных понятий, а не только логического пространства конечных понятий.

     Сущность диалектики и логики Гегеля – это идея развития, как процесса, причиной и движущей силой которого является взаимодействие противоположностей, являющихся разными сторонами одного целого. Под термином «развитие» понимаются процессы постепенного накопления количественных изменений, вместе с вызванными этим накоплением, скачкообразными переходами в новое качество.
Сущность диалектики проявляется:
Как способ мышления – в мышлении категориями (бесконечными понятиями),
Как методология – в системном анализе,
Как наука – в эволюционистских теориях, в том числе и в теории развития технических систем,
Как искусство – в научных беседах,
Как наука и методология – в теории познания,
Как способ мышления и наука – в философии,
Как способ мышления, искусство и наука – в логике,

Список можно продолжать, видоизменять, корректировать, ведь проявления сущности зависят и от конкретных условий, и от конкретного наблюдателя.

     Философия — система теоретических знаний о сущем как едином целом познаваемом и о способах познания этого целого. При этом философия не имеет непосредственного отношения к действительности. Отношение философии к действительности опосредовано формами мышления, понятиями, категориями и логикой. Ну а уже логика позволяет конструировать алгоритмы, применяемые и в науке, и в технике, и в методологии. При этом переход от философии к действительности происходит через методологию, скромно именуемую философией естествознания, и далее через естественные науки к практике.

     Одним из важнейших для методологии, как философии естествознания, является принцип множественности представлений и знаний, относимых к одному объекту. Поэтому для методологии характерен учет наличия и различия множественности разных позиций деятельного субъекта в отношении к объекту. Разница знаний, присущих разным позициям, и сам факт их множественности рассматривается как объективный момент. Методология учитывает гетерогенность разных знаний (профессиональное, онтологическое или историческое их происхождение) в работе по “схеме многих знаний”. Частным случаем этой схемы может выступать принцип дополнительности. Принцип дополнительности применяется при изучении объектов, у которых изменения отдельных свойств доступны исследователю, а весь объект в целом недоступен. В исследованиях таких объектов не применимо бинарное отношение истинно-ложно. Реальность оказывается более сложной, многомерной и динамичной. Примером таких объектов могут служить системы нелинейной динамики (например - турбулентные и вихревые процессы) и другие многопараметрические нелинейные динамические системы, в частности наша Вселенная.

     Обратившись к пространственной аналогии, можно сказать, что развитие науки отражает развитие знаний об объектах, размерность которых не превосходит размерности познающего субъекта, а принцип дополнительности дает возможность развития знаний об объектах, размерность которых превосходит размерность познающего субъекта. Например, возьмем трехмерный объект – круговой конус. Изучая этот объект по двумерным проекциям можно заметить, что в проекциях параллельных вертикальной оси получим треугольник, а в проекциях, параллельных основанию получим круг, и только трехмерная картина может дать исследователю полную информацию о форме этого объекта. О форме объектов с размерностью больше трех исследователь (будучи трехмерным объектом/субъектом) полной информации получить не может, поэтому приходится использовать принцип дополнительности.

     Связывание и объединение разных знаний в методологии происходит, прежде всего, не по схемам объекта деятельности, а по схемам самой деятельности. Помимо того, что методолог задается вопросом, как устроен объект в том или ином профессиональном представлении, он выясняет, в чем состояла “деятельная заинтересованность” профессионала (позиции или подхода), заставившая представлять объект именно так, а не иначе. Поэтому представление о сложной кооперированной деятельности выступает в качестве средства связывания разных представлений об объекте этой деятельности. Отсюда в методологической работе всегда используется не одно онтологическое представление, а по меньшей мере два: организационно-деятельностная онтология – отображающая структуру профессионально-кооперированной деятельности, и собственно объектная онтология – природный, социальный или виртуальный объект деятельности межпрофессиональной кооперации. Одним из направлений методологии является оптимизация управления, как оперирования причинно-следственными связями и в природе, и в технике, и в обществе для поддержания равновесия (гомеостаза).

     Методология и наука
Наука, как область человеческой деятельности, построена на основе методологии, называемой «научный метод». Под научным методом познания понимают единство гипотетико-дедуктивного и аксиоматико-дедуктивного методов, с обязательной экспериментальной проверкой и перепроверкой полученных результатов. Аксиоматико-дедуктивный метод преимущественно организует полученное знание, гипотетико-дедуктивный метод расширяет область достигнутого знания, экспериментальная проверка результатов позволяет оценить объективность знания. Достоинство гипотетико-дедуктивного метода состоит в возможности расширения имеющегося знания, аксиоматико-дедуктивный метод позволяет повысить строгость и точность рассуждений на основе использования формализованного языка. А под экспериментальной проверкой понимается не только проведение конкретных верифицирующих экспериментов, но и весь опыт практической деятельности человечества.

     Наука не изучает неповторяющиеся, единичные явления, поскольку научный метод для изучения таких явлений неприменим. Наука имеет дело лишь с неединичными, повторяющимися явлениями, вычленяя их общие закономерности и частные особенности. Так биологическая эволюция, например, является предметом науки лишь постольку, поскольку представлена совокупностью отдельных эволюционных актов. Между тем, такие явления, как Жизнь и Разум, пока известны нам как уникальные, возникшие однократно в конкретных условиях Земли. И до тех пор, пока мы не разрушим эту уникальность (ну, например, обнаружив жизнь на других планетах), проблема возникновения Жизни, строго говоря, обречена оставаться предметом философии, богословия, научной фантастики — всего, чего угодно, но только не науки: невозможно строить график по единственной точке. Именно поэтому большинство биологов относится к обсуждению этой проблемы с нескрываемой неприязнью: профессионалу, заботящемуся о своей репутации, всегда претит высказывать суждения в чужой для себя области, где он заведомо недостаточно компетентен. Ведь наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?».

     Основной движущей силой развития человечества является исследователь. Исследователь – это человек, стремящийся познать законы и закономерности природы и общества. Таких «стремящихся» в мире несколько миллионов. Из них немногие познают тайны природы и общества, фиксируя закономерности и формулируя законы. Именно это группа людей и называется учеными. Их отличает способность проводить анализ на понятийно-категориальном уровне и способность прогнозировать, которая зависит от истинного, т.е. научного понимания сути тех или иных явлений или тенденций. Степень научности зависит от глубины познания природы и общества. В философских категориях это можно определить как «общее», «особенное», «единичное»:
- уровень единичного (описание) – результаты наблюдений и экспериментальные данные. При этом данные эксперимента и результаты наблюдений представляют собой интерпретированные с помощью теории конкретные наблюдаемые факты.
- уровень особенного (объяснение) – теории, основная масса знания. На этом уровне проводится выделение особенного – разбивка на группы, формулировка законов для каждой группы.
- уровень общего (область действия законов и закономерностей) – объединение обособленных групп на основе того общего, что есть у них. При этом выявляются области действия законов природы:
- область возможного – закон выполняется всегда или действия разрешенные законом,
- область невозможного – закон не выполняется никогда или действия запрещены законом,
- область неизученного – область между предыдущими двумя областями.
Есть еще уровень всеобщности (мировоззрение) – но это уже область философии, область высших абстракций – наиболее общие вещи, принципы, отношения.

     Бытует мнение, что ученым можно называть только человека, который открывает закономерности природы и общества, а так же создает теории, объясняющие эти закономерности, и формулирует законы, фиксирующие эти закономерности. Обычно это происходит в сфере фундаментальных наук, которые концентрируются на поиске общих закономерностей окружающего мира. Иными словами – ученый, это человек, работающий на уровне особенного и общего. На мой взгляд, такое представление об ученых в общем-то верно, но при этом упускается из виду роль исследователя. Уровень единичности это область деятельности исследователя, это передний край науки, это работа на самой границе известного и неизвестного. Роль исследователей на этом уровне нельзя недооценивать. Это от них зависит, где будут ученые искать общее и особенное – во множестве достоверных фактов, или во множестве наукообразных предположений, замаскированных под достоверные факты.

     Научный труд строится на понятийном аппарате, а не на словах или даже терминах. Познание предмета или явления неотделимо от создания новых языковых конструкций – терминов и определений. Иначе и быть не может – невозможно изучать что-то не назвав это что-то, не используя определенный термин. Но определение термина еще не есть понятие. Это всего лишь представление или интерпретация автором содержания того или иного слова/термина. На этом этапе еще нет науки. Она начинается только тогда, когда автор представляет и описывает целый процесс, объективную реальность через цепочку понятий и категорий, их развитие, переход от одного к другому. Но если ты даешь определение какому-то понятию, ты не просто должен четко определить сферу его применения, но и объяснить, какие другие понятия его породили и как оно вообще встроено в систему научного аппарата той науки, к которой оно приписывается волею ученого. Иначе говоря, необходимо доказать что определение термина адекватно его содержанию, сфере применения и месту в системе научных понятий. С обывателями проще. Им доказывать ничего не надо, т.к. у них есть «мнение». Причем по любой теме, проблеме или вопросу.

     После того, как у человека сформировалось представление о предмете, обозначаемом этим термином, словесная формулировка уже не нужна, человек мыслит образами, а не словами. Но когда возникает необходимость общения, тогда возникает проблема перевода своих представлений в языковую форму. Вот тут-то и требуется словарь, что бы и подобрать нужные слова, и расставить их в нужном порядке - сформулировать фразу, которая и собеседнику понятна, и достаточно точно передает представление автора. Когда мы общаемся на бытовом общежитейском уровне, точные формулировки не нужны, т.к. представления об окружающих нас предметах у большинства людей совпадают, но когда речь идет о представлениях высших абстракций, без точных формулировок взаимопонимание не возможно.

     В общем – быть ученым не просто, гораздо легче называть себя ученым. Кстати, например эзотерика не имеет отношения к науке в том смысле, что не использует научный метод, но имеет отношение к науке в том смысле, что фрагментарно и эклектично использует отдельные детали научного метода, а так же пытается маскировать вольный полет фантазии под научное знание.

     Методология и инженерия
Методология инженерии базируется на научно-инженерной картине мира, определяющей функционирование и развитие техники, и представляет собой образ той действительности, из которой, как непосредственно данной, исходит специалист. Существует природа, мыслимая в виде бесконечного многообразия процессов. Ученые описывают в естественных науках законы природы и строят соответствующие теории. Опираясь на эти законы и теории, инженер изобретает, конструирует, проектирует инженерные изделия (машины, механизмы, сооружения). Массовое производство, опираясь на инженерию, производит вещи, продукты, необходимые человеку и обществу. В начале всего стоят ученый и инженер – творцы вещей, в конце – их потребители.

     После того, как наука выяснила принципиальную возможность создания устройства, выполняющего требуемую функцию (пройден этап НИР – Научно Исследовательская Работа), за дело берется инженер и начинается этап ОКР (Опытно Конструкторская Работа). На этом этапе два главных действующих лица – заказчик (тот, кто финансирует разработку) и исполнитель (инженер). Как правило, заказчик хочет, что бы изделие «... и летало, и ныряло, и марку коньяка по запаху определяло, и в производстве было дешевле велосипеда…». Поэтому работа инженера это еще и работа психолога (а иногда и психотерапевта), и работа социолога, и работа экономиста… Инженеру приходится не только заниматься собственно инженерией, но и выяснять потребность (не столько «хотелки», сколько объективную потребность) заказчика в тех или иных функциях заказываемого изделия, и разъяснять заказчику что именно ему (заказчику) нужно и почему ему нужно именно это.

     С математической точки зрения решение инженерных задач в основном представляет собой решение задач многокритериальной оптимизации. Обычная инженерная задача – для получения требуемого эффекта можно применить способ А (и получить при этом определенные побочные отрицательный эффекты), а можно применить способ Б (и получить другие отрицательные эффекты). При этом способ А в сочетании с уже примененными способами В и Г даст еще несколько эффектов, а способ Б в сочетании с уже примененными способами Г и Д даст еще несколько эффектов, как положительных, так и отрицательных. Какой способ выбрать, А или Б? Каждый из них в чем-то лучше другого, а в чем-то хуже, но в интегральной оценке могут быть и эквивалентны, поэтому для адекватной оценки необходим переход от однопараметрической эквивалентности к многопараметрической. Эквивалентность (однопараметрическая) – это способность одного объекта (способа, процесса) замещать другой. Не тождественный ему полностью, но однородный в каком-то ОДНОМ отношении. Причем, эквивалентность – это вещь обоюдная. Если один объект может заменять другой, то и другой – первый, т.е. между ними существует равенство в этом отношении. Иначе говоря, по ОДНОМУ (хотя бы одному) параметру, при сравнении объектов, есть равенство, по остальным может быть неравенство.

     Иное дело – многопараметрическая эквивалентность. В этом случае объекты неэквивалентны по КАЖДОМУ отдельно взятому параметру, но эквивалентны по совокупности параметров, совокупности отношений самих параметров, или по отношению метапараметров. Иначе говоря, по КАЖДОМУ параметру, при сравнении объектов, есть неравенство, но неравенство в одну сторону по одной группе параметров компенсируется неравенством в другую сторону по другой группе параметров.
Например - у объекта О1 значения параметров П1…П3 больше значений соответствующих параметров объекта О2, но значения параметров П4…П9 меньше значений соответствующих параметров объекта О2. При этом объекты О1 и О2 будут эквивалентны, если совокупная значимость параметров П1…П3 эквивалентна (или в частном случае равна) совокупной значимости параметров П4…П9. В этом примере метапараметром выступает «значимость», в других случаях могут фигурировать другие метапараметры.

     Еще один пример – эквивалентный товарный обмен:
Один топор по любому ОДНОМУ параметру (весу, цвету, вкусу, количеству общественно необходимого труда, количеству общественно бесполезного труда и т.д.) не эквивалентен трем мешкам яблок. Но по совокупности параметров, с учетом отношений между параметрами, с учетом значимости каждого параметра, с учетом вкусов, потребностей, предпочтений владельцев может быть эквивалентен, и тогда обмен состоится к взаимному удовлетворению.

     В технике анализ решений при многих критериях в значительной степени сводится к организации в той или иной форме взаимодействия с ЛПР (Лицо Принимающее Решение), которое одно только и может разрешить проблему соизмерения различных критериев. Обычно в качестве ЛПР выступает заказчик. Тем не менее, существует довольно ограниченная область, в которой применение сугубо формального анализа без обращения к ЛПР оказывается весьма полезным. Речь идет о выделении так называемого множества эффективных, или оптимальных по Парето, альтернатив. Эффективной считается такая альтернатива, для которой не существует другой альтернативы, не уступающей ей по всем критериям и хотя бы по одному критерию превосходящей ее. Однако оптимальность по Парето применяется при решении только таких задач, когда оптимизация означает улучшение одних показателей при условии, что другие не ухудшаются.

     Долгое время развитие и особенности инженерии определяли изобретательская деятельность, конструирование и традиционное инженерное проектирование. Происходило формирование, с одной стороны, самой инженерии и связанных с нею деятельностей (исследовательской, расчетной, проектной, производственной, эксплуатационной), с другой - естественных и технических наук, обеспечивающих инженерию. Результатом инженерных работ были новые техника и технологии. Но существование любого технического объекта связано с его функцией, то есть свойством, которое используется в человеческой деятельности. Внешние свойства технического объекта или его функция обусловлены не только внутренними свойствами технического объекта как материального образования, но и тем, что технические объекты входят в систему производительных сил общества.

     В последнее время главным становится не установление связи между природными процессами и техническими элементами (как в изобретательской деятельности) и не разработка и расчет основных процессов и конструкций создаваемого инженерами изделия (машин, механизмов, сооружений), а разнообразные комбинации уже сложившихся идеальных объектов техники, видов исследовательской, инженерной и проектной деятельности, технологических и изобретательских процессов, операций и принципов. Можно предположить, что технология в промышленно развитых странах постепенно становится той технической суперсистемой (техносферой), которая определяет развитие и формирование всех прочих технических систем и изделий, а также технических знаний и наук. Развиваясь в рамках техносферы, инженерия отдаляется от своей традиционной методологии и все больше становится стихийной, неконтролируемой и во многом деструктивной силой.

     Постановка инженерных задач определяется теперь не столько необходимостью удовлетворить ближайшие человеческие желания и потребности (в энергии, механизмах, машинах, сооружениях), сколько возможностями становления техносферы и технологии, которые через социальные механизмы формируют соответствующие этим возможностям потребности, а затем и "техногенные" качества и ценности самих людей. При этом инженер все чаще берется за разработку процессов, не описанных в естественных и технических науках и, следовательно, не подлежащих расчету. Проектный фетишизм (все, что изображено в проекте, можно реализовать) разделяется сегодня не только проектировщиками, но и многими инженерами. Проектный подход в инженерии привел к резкому расширению области процессов и изменений, не подлежащих расчету, не описанных в естественной или технической науке. Это влияние на природные процессы, трансформация деятельности и других искусственных компонентов и систем (например, инфраструктурные изменения) и воздействие на человека и общество в целом.

     Назрела необходимость учета в методологии инженерных работ всех сторон взаимодействия и совокупности всех связей системы: человек – техника – природа. В частности – не только опосредованное техникой взаимодействие человека и природы, но и воздействие технических образований, всей системы техники на человека и общество, переход к законам развития системы «человек-природа». Придется разрабатывать стратегию и тактику оптимального развития человеческой цивилизации хотя бы на ближайшую перспективу. А это значит, что необходимо познание законов взаимодействия человека с природой; изучение возможностей и условий практического применения познанных законов или закономерностей; разработка, обоснование и экспериментальная проверка новых технологических процессов, не допускающих возникновения антагонистических противоречий (например, между природой и техникой, между человеком и природой и др.). Чтобы использовать силы природы для человека и общества, согласуя это использование с целями и идеалами человечества, необходимо осознание человечеством таких своих целей, как безопасное развитие цивилизации, высвобождение человека из-под власти техники, улучшение качества жизни и др.

     Методология и технологии
Выдающийся польский фантаст и футуролог Станислав Лем определил технологии как «обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей, поставленных обществом, в том числе и таких, которые никто, приступая к делу, не имел в виду». Энциклопедические словари трактуют термин «технология» в более узком смысле, как совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, как описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и как сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса.

     Соединение труда с его предметом и составляет содержание технологического процесса преобразования последнего в готовую продукцию, суть взаимодействия человека с природой. Чтобы получить результат своей деятельности, человек должен знать закономерности, в соответствии с которыми происходит изменение предмета труда, и умело пользоваться ими (это практическая технология). Данная технология может быть представлена, изображена, описана и т.д. Характерными признаками практической технологии являются: динамизм, конкретность, материальная обусловленность и логичность (строгая последовательность действий, операций, движений). Но достигнутый уровень развития производительных сил избавил людей от непосредственного воздействия на предмет труда. Человек стал лишь управлять сложными машинами. Поэтому современная технология, абстрагируясь от конкретного и коллективного труда, включает в себя взаимодействие средств производства в процессе целенаправленной деятельности человека. Именно абстрагирование от конкретного труда позволяет выделить методологию как теоретическую технологию с основными задачами: изучение возможностей и условий практического применения известных законов или закономерностей; разработка, обоснование и экспериментальная проверка новых технологических процессов.

     Между материальными техническими объектами (техникой) и технологической формой движения материи (технологией) возникают, по сути, те же отношения, что и между техническим объектом и технологической операцией. Прежде всего, технология детерминирует развитие техники, является ведущей стороной в этом процессе, а технологическая революция вызывает общетехническую революцию и управляет ею. Одновременно с технологическим переворотом совершается и революция в производственных отношениях. «Вместе с происшедшей однажды революцией в производительных силах, - писал К. Маркс на основе анализа промышленной революции XVIII-XIX вв., - которая выступает как революция технологическая, совершается также и революция в производственных отношениях». Отсюда следует важный практический вывод: любая научно обоснованная концепция ускоренного развития общественного производства должна закладывать новые широкомасштабные концептуальные подходы к технологии и средствами технической политики обеспечивать их приоритетную реализацию в плане научно-исследовательском, проектном, инвестиционном и др.

     До настоящего времени в естественной эволюции можно было выделить три основные этапа: неживая природа, живая и современная социальная. Поэтому и человек в своей практической деятельности последовательно осваивает эти три уровня сложности материи. Первым является освоение закономерностей естественного образования структуры неживой материи. Их знание позволяет создавать материалы с заранее заданными свойствами и на этой искусственной предметной основе создавать технические образования. Природа технических объектов, основанных на реализации отдельных процессов живой материи, может быть названа биологической, хотя ни органических соединений, ни естественных биологических процессов в них нет. Появление технических образований, основанных на подобных процессах, приводит к качественному изменению всего человеческого производства (например - тепловые двигатели). Последней группой технических объектов может быть техника, основанная на реализации процессов, присущих только социальной материи. Таким образом, технические объекты обладают двойственной природой. В своей человеческой сущности они всегда социальны, так как выполняют социальную функцию, хотя природа субстрата техники может быть физической, химической, биологической или социальной, в соответствии с тем процессом, который лежит в основе реализации человеческой функции.

     Сейчас очевидным становится, что инженеру, чтобы строить конкретную действительность, исходя из потребностей общества, уже недостаточно только «всеобщей ориентации», он должен иметь под рукой «эффективные познавательные инструменты». Инженер, как правило, не добывает фундаментальных знаний «о природе вещей», но он добывает фундаментальные знания «о синтезе вещей». И вряд ли можно сказать, что эти исследования менее важны, чем первые. Потому, что конечной целью всякого человеческого познания, да и вообще - проявления активной человеческой позиции, является не накопление знаний, как таковых, а стремление заставлять их служить себе. Здесь мы подходим к важному выводу, что объективное существование (точнее - сосуществование) двух типов знаний: об естественном и об искусственном - рождает два типа системных исследований, один из которых развивается на базе общетеоретической, общефилософской, другой - на специально научной.

     Если непосредственной целью естествознания является познание истины, раскрытия законов природы, то непосредственной целью технических наук является содействие человеку в практическом использовании этих законов, выяснение и обоснование их применения. Методологическое единство естествознания состоит в том, что как в природе, так и в технике люди имеют дело с единой материей, существующей и развивающейся по единым законам. Отсюда следует, что универсальные диалектико-материалистические принципы познания не могут не быть общими как для природы, так и техники.

     В заключение можно еще раз подчеркнуть, что методология это прикладная философия и то, что адекватная методология должна присутствовать в любой сфере человеческой деятельности. Например, понимание механизмов медитации мешает пониманию принципов медитации. Это как если бы художник постоянно повторял себе, что впечатление от его картин – всего лишь реакция мозга на набор зрительных ощущений. Хорошо разобравшись в теории, такой художник смог бы объяснить, почему на ту или иную картину сознание человека реагирует именно так. Но сам он не смог бы создать ничего стоящего. И здесь ситуация та же, что и с писателями, и с композиторами – слишком глубокое знание теории начисто убивает способность к практике. Явно необходима методология, гармонизирующая теорию и практику...

 


маленький   ФИЛОСОФСКИЙ   словарик


ИНЖЕНЕРИЯ или нженерное дело (от французского «ingénierie», исходно от латинского «ingenium» — изобретательность; выдумка; знания, искусный) — область человеческой интеллектуальной деятельности, задачей которой является применение достижений науки, техники, использование законов и природных ресурсов для решения конкретных проблем, целей и задач человечества.
Инженерное дело реализуется через применение как научных знаний, так и практического опыта (инженерные навыки, умения) с целью создания (в первую очередь проектирования) полезных технологических и технических процессов и объектов, которые реализуют эти процессы.

ТРИЗ-инженерия – наукоемкая инженерия, методологической основой которой является отечественная теория решения изобретательских (а в более общем смысле и любых инженерных) задач (ТРИЗ), системная методология и функционально-стоимостной анализ (ФСА). Обратно

ИНЖИНИРИНГ — происходит от английского слова «engineering», что означает «сооружать, проектировать, устраивать, затевать, придумывать, изобретать». Инжиниринг определяют как совокупность видов деятельности, имеющей своей конечной целью получение наилучших (оптимальных) результатов от капиталовложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения за счет наиболее рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов в их единстве и взаимосвязи, а также методов организации и управления, на основе передовых научно-технических достижений и с учетом конкретных условий и проектов.
Как видно из определения, инжиниринговая деятельность представляет собой коммерческую деятельность по предоставлению комплекса услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера.

Выделяют следующие направления инжиниринга:
Консультативный инжиниринг - Инжиниринг, связанный, главным образом, с интеллектуальными услугами при проектировании объектов, разработке планов строительства и контроля над проведением работ.
Технологический инжиниринг - Предоставление заказчику технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации (договоры на передачу производственного опыта и знаний), разработка проектов по энергоснабжению, водоснабжению, транспорту и др. Финансовый инжиниринг Разработка новых финансовых инструментов и операционных схем.
Реинжиниринг (бизнес-процесс реинжиниринга) – совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности компании (предприятия) путем анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов.
Реинжиниринг включает в себя обратный инжиниринг и прямой инжиниринг.
Обратный инжиниринг – инжиниринг существующего бизнеса.
Прямой инжиниринг – инжиниринг нового бизнеса.
Обратно

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о структуре, логической организации, методах и средствах этой системы. Иначе говоря, методология – это:
В широком смысле – формулировка систематических и логически последовательных методов деятельности человека, область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.
В узком смысле – фактические процедуры, используемые в конкретном виде деятельности, т.е. совокупность средств, методов, приемов, используемых в какой-либо области деятельности.

Методология тесно связана с гносеологией, которая анализирует всеобщие характеристики познавательной деятельности. Отправляясь от них, методология фокусируется на особенном, на том, как они воплощаются в конкретных познавательных ситуациях и сферах познания, в определенных историко-культурных условиях. Традиционно проблемы методологии разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов дифференцируется и сфера методологии.

Современная методология выполняет два типа функций:
Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т. е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Это — философская проблематика, но философская методология не есть особый раздел философии, т.к. методологические функции по отношению к специальным наукам выполняет философия в целом.
Во-вторых, методология решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются: описание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки; выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент); анализ исследовательских принципов, подходов и концепций (редукционизм (редукция), элементаризм, системный подход и др.).

В поле методологического анализа оказываются и проблемы повседневной жизни людей, их общения и поведения; задачей методологии становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, “встроенных” в повседневный опыт человеческих индивидов. На стыке методологии познания и методологии обыденной деятельности людей обнаруживаются изменения характера методологии: из методологии общих норм и правил деятельности она превращается в методологию постановки и прояснения человеческих проблем. Т. о., сама методология приобретает статус проблемы культуры, становится важным пунктом осмысления и переосмысления современной культурной проблематики.

Внимание методологии к схемам обыденного поведения и мышлению людей объясняется прежде всего тем, что в их повседневном опыте перестают играть прежнюю роль традиции и стандарты деятельности. Действия и поступки людей, их общение и мышление утрачивают черты “естественности”, проявлявшейся в стереотипных актах. Автоматизмы человеческого бытия уступают свое направляющее значение ориентирам, вырабатываемым людьми в процессе постановки и решения конкретных жизненных задач. Проектирование, создание схем деятельности становится важным вопросом для все большего числа людей. Способность людей к совершению подобного рода работы – это вопрос существования, обновления и выживания современной культуры. Иными словами, современная культура живет и обновляется в значительной мере благодаря тому, что осмысливает и использует свою методологичность, культивирует и развивает социальные методологии, хотя и не всегда во благо человечества. Обратно

ГЕТЕРАРХИЯ — система, образованная пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами управления. Понятие гетерархии комплементарно понятию иерархии. Если иерархичность системы отражается в связях управления и подчинения, то гетерархичность — в связи координации. Существующие в гетерархичном состоянии элементы находятся в разнообразных, но равноценных связях. Иерархическая система имеет однонаправленную прогрессию, управляющих элементов по мере движения вверх по лестнице управления становится меньше. Гетерархия структурирует систему по самым разнообразным связям в зависимости от позиции и установки наблюдателя, выделить определенную прогрессию невозможно. Ни один способ структурирования в гетерархии не является превалирующим. Любая структура гетерархии воспринимается наблюдателем как неполная, сопровождается ощущением противоречивости, что подталкивает его к новому структурированию. Обратно

ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ — один из важнейших методологических и эвристических принципов современной науки. Предложен Н.Бором (1927) при интерпретации квантовой механики: для полного описания квантово-механических объектов нужны два взаимоисключающих («дополнительных») класса понятий, каждый из которых применим в особых условиях, а их совокупность необходима для воспроизведения целостности этих объектов. Принцип дополнительности есть одно из проявлений единства противоположностей – диалектической закономерности, выявленной еще Гераклитом Эфесским.

Физический смысл принципа дополнительности заключается в том, что квантовая теория связана с признанием принципиальной ограниченности классических физических понятий применительно к атомным и субатомным явлениям. В этом смысле принцип дополнительности тесно связан с физическим смыслом «соотношения неопределенностей» В.Гейзенберга: при определенности значений импульса и энергии микрообъекта не могут быть однозначно определены его пространственные характеристики. Согласно принципу дополнительности, непрерывность и дискретность принимаются как равно адекватные характеристики реальности микромира, они несводимы к некой «третьей» физической характеристике, которая «связала» бы их в противоречивом единстве; сосуществование этих характеристик подходит под формулу «либо одно, либо другое», а выбор из них зависит от теоретических или экспериментальных проблем, возникающих перед исследователем.

Бор полагал, что принцип дополнительности применим не только в физике, но имеет более широкую методологическую значимость. Ситуация, связанная с интерпретацией квантовой механики, «имеет далеко идущую аналогию с общими трудностями образования человеческих понятий, возникающими из разделения субъекта и объекта». Такого рода аналогии Бор усматривал в психологии и, в частности, опирался на идеи У.Джеймса о специфике интроспективного наблюдения за непрерывным ходом мышления: подобное наблюдение воздействует на наблюдаемый процесс, изменяя его; поэтому для описания мыслительных феноменов, устанавливаемых интроспекцией, требуются взаимоисключающие классы понятий, что соответствует ситуации описания объектов микрофизики. Другая аналогия, на которую Бор указывал в биологии, связана с дополнительностью между физико-химической природой жизненных процессов и их функциональными аспектами, между детерминистическим и телеологическим подходами. Он обращал также внимание на применимость принципа дополнительности к пониманию взаимодействия культур и общественных укладов. В то же время Бор предупреждал против абсолютизации принципа дополнительности в качестве некоей метафизической догмы.

Тупиковыми можно считать такие интерпретации принципа дополнительности, когда он трактуется как гносеологический «образ» некоей «внутренне присущей» объектам микромира противоречивости, отображаемой в парадоксальных описаниях типа «микрообъект является и волной, и частицей», «электрон обладает и не обладает волновыми свойствами» и т.п. Разработка методологического содержания принципа дополнительности – одно из наиболее перспективных направлений в философии и методологии науки. В его рамках рассматриваются применения принципа дополнительности в исследованиях соотношений между нормативными и дескриптивными моделями развития науки, между моральными нормами и нравственным самоопределением человеческой субъективности, между «критериальными» и «критико-рефлексивными» моделями научной рациональности. Обратно

ГОМЕОСТАЗ (стремление к равновесию) - сохранение целостности объекта или процесса вопреки изменениям окружающей среды. Обратно

«ЕДИНИЧНОЕ», «ОСОБЕННОЕ», «ВСЕОБЩЕЕ» — философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания. Эти категории формируются в ходе развития практически-познавательной деятельности. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто единичное. Однако уже элементарная практика обнаруживая повторяющиеся признаки ряда объектов, позволяет объединять их в определенные классы. Общие черты, присущие некоторым объектам, относящимся к определенному классу, выступают как особенное, а общие черты, обнаруживающиеся у всех без исключения представителей этого класса, рассматриваются как всеобщее. Раскрывая объективную связь вещей и явлений мира с помощью категорий единичного, особенного и всеобщего, философия утверждает, что всеобщее воплощает в себе все богатство индивидуального, отдельного, что единичное не существует без всеобщего, а последнее без единичного, что в известных условиях единичное не только связано с всеобщим, но и переходит в него. Объективная связь явлений, существующая независимо от нашего знания о ней, вместе с тем находит свое выражение в языке и формах исследования объектов, поскольку они формируются в ходе практической, материальной деятельности в объективном мире и несут на себе черты этого мира. Теоретический анализ и реконструкция с помощью понятий этих связей имеют огромное значение для практики, которая, имея дело с единичными объектами в специфических условиях, направляется знанием всеобщих законов, действующих в этих объектах как тенденция, и учитывает особенности, определяемые конкретными условиями. Обратно


На Главную