Религия и Атеизм

(попытка системного подхода)


      Научный атеизм, как самостоятельное направление научной мысли, оформился под влиянием материалистического направления философской мысли сравнительно недавно – в 19 веке. А вот религия зародилась на заре человеческой цивилизации, вместе с появлением у человека  второй сигнальной системы (а значит и  разума) и жива религия до сих пор. Это говорит о том, что существует некая потребность общества, которую и удовлетворяет религия, причем эта потребность связана с таким атрибутом человеческого  сознания, как  мышление. При этом атеистические взгляды, судя по дошедшим до нас образцам письменности, существуют наряду с религиозными взглядами, начиная с самых древних религий Древнего Египта и Месопотамии. Это тоже говорит о том, что существует некая потребность общества, которую и удовлетворяет атеизм. Хотя порой кажется, что атеизм возник не от избытка  интеллекта и науки, а зародился в войнах, где вся жестокая бессмысленность происходящего быстро доходит даже до законченных идиотов…

     Небольшое вступление. 
     Можно выделить в эволюционном плане такие виды (способы) мышления:
1. Мышление частными представлениями.
    Это – обыденное (бытовое) мышление, его метод - комбинаторная логика.
2. Мышление общими представлениями.
    Это – религиозно-художественное мышление, его метод - ассоциативная логика.
3. Мышление понятиями.
    Это – научное мышление, его метод - Аристотелева формальная логика.
4. Мышление категориями.
    Это – современное философское мышление, его метод - диалектика.

     Когда мы говорим о формах мышления и соответствующих видах логики, то следует упомянуть и мышление восприятиями, хотя в современной психологии и нейрофизиологии восприятие связывают не со второй, а с первой сигнальной системой и, следовательно, к мышлению оно отношения не имеет. Но пообщавшись в интернете с разными людьми, можно убедиться, что подавляющее большинство использует мышление представлениями, только единицы используют мышление понятиями, но есть часть пользователей, которые не дотягивают даже до мышления представлениями. Поэтому, наверное, надо добавить в классификацию форм мышления и мышление восприятиями, как начальную форму мышления представлениями. Мышление восприятиями можно наблюдать у детей младшего возраста, пока у них еще не сформировались собственные адекватные представления об окружающем мире.

     Показательно выглядит сопоставление логик по отношению к противоречиям.
     На уровне мышления понятиями, формальная логика только фиксирует наличие противоречия, и квалифицирует это как неправильность. Диалектическая логика квалифицирует противоречия как необходимый элемент логики, и показывает путь к разрешению (снятию) противоречия – переход на более высокий уровень рассмотрения.
     На уровне мышления представлениями, по сути та же ситуация. Комбинаторная логика только фиксирует наличие противоречия, и квалифицирует это как неправильность. Ассоциативная логика квалифицирует противоречия как необходимый элемент логики. Но в отличие от диалектики, ассоциативная логика не показывает путь к разрешению противоречия. Противоречия просто признаются как естественный и неотъемлемый элемент логики. При этом ищется не путь к разрешению противоречия, а способ объяснения – почему так оно и должно быть.

     Считаю не лишним напомнить еще и о таком, часто забываемом в ходе научных исследований, факте: Системное и всестороннее изучение всего сущего перестает быть как системным, так и всесторонним, а так же перестает быть изучением, после того, как из рассмотрения будет удален такой ключевой момент любого процесса изучения, чего бы то ни было, как – формы и методы мышления. Фактически мы познаем мир, глядя на его отражение в зеркале – мышлении. И для понимания процессов, происходящих в реальности, надо знать, что из отраженного в зеркале обусловлено реальными процессами, а что обусловлено свойствами зеркала. Хороший пример – ложка, стоящая в стакане с водой, кажется надломленной. Так же и в мышлении – что-то является отражением реальности, а что-то кажущееся.

      Итак, обратимся к заре человечества.
      Процесс социогенеза в среде гоминид (неандертальцев и кроманьонцев), длившийся примерно 1,5 млн. лет на протяжении "каменного века" (палеолита), связан с развитием второй сигнальной (знаковой) системы, пока на уровне языка (как средства коммуникации) и изображений, несущих кроме эмоциональной, еще и знаковую нагрузку. При этом идет переход от непосредственного индивидуального восприятия действительности к выработке общего для всей общины восприятия окружающей действительности. Формирование общего для всех членов общины восприятия действительности – процесс вынужденный, но жизненно необходимый для выживания общины, поскольку только слаженные коллективные действия дают преимущество человеку в конкуренции с представителями животного мира того времени.

     Каменный век завершился приблизительно 40 тыс. лет назад и начался период мезолита. К этому рубежу неандертальцы и кроманьонцы уже умели добывать огонь, имели родовой строй, язык, обряды, живопись. Наличие родовых отношений означало, что пищевые и половые инстинкты были поставлены под контроль общества. Возникает представление о дозволенном и запрещённом, появляются тотемы - изначально это "священные" символы животных. Появляются магические обряды - символические действия, направленные на конкретный результат. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

     Выделяют следующие виды древних проторелигий:
Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была  вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

     Примерно 10 тыс. лет назад происходит так называемая неолитизация (неолитическая революция) – изобретение земледелия и животноводства, что привело к переходу человеческих общин от присваивающей экономики охотников и собирателей к производящей экономике на базе сельского хозяйства. Начинается эпоха неолита. Кроме появления сельского хозяйства, этот переход включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, основали поселения возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путём культивирования (включая ирригацию) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях.

     Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению централизованной администрации, новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Но неолитическую революцию можно также трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно связывают с окончанием неолита.

     Древние проторелигии в это время продолжают развиваться, множатся ритуалы, в основном специализированные, связанные с появлением новых отношений между людьми (трудовых, торговых, правовых), увеличивается поток новых знаний, в основном прикладного характера. Торговые связи между поселениями, равно как и войны между ними, путем перемещения людей вызывают перемешивание и религиозных представлений, что вызывает потребность в структурировании и письменной фиксации для потомков тогдашних представлений о человеке, о жизни, о мироздании. Выявляется потребность в формировании мировоззрения.

     Период неолита длится до появления первых городов в IV тыс. лет до нашей эры, когда, как считается, началась история собственно человеческой цивилизации. В это время возникает частная собственность и, как следствие, неравенство. Возникшим в обществе процессам разобщения должна быть противопоставлена признаваемая всеми система ценностей и стандартов поведения. Тотем видоизменяется и становится символом высшего существа, имеющего неограниченную власть над человеком. Таким образом, религия приобретает глобальный характер, окончательно оформляясь в социально-интегрирующую силу. По дошедшим до нас сведениям, первыми сформировались религии Древнего Египта и Месопотамии, примерно в 4 тыс. до н.э. А примерно 3 тыс. до н.э. сформировались доарийские верования протоиндийской цивилизации и верования Крито-Микенской цивилизации.

     Возникшая на берегах Нила примерно в IV тысячелетии до нашей эры египетская цивилизация одна из самых древних. Влияние тотемизма в ней ещё очень сильно и все первоначальные египетские боги звероподобны. В религии появляется вера в загробное воздаяние, а существование после смерти ничем не отличается от земного существования. Египетские храмы были не только место культа - это и мастерские, и школы, и библиотеки, и место сбора не только жрецов, но и учёных того времени. Религия и наука, как и другие общественные институты, в то время ещё не имеют чёткой дифференциации.

     В то же время, примерно в IV тысячелетии до нашей эры, в долине между реками Тигр и Ефрат развивается государство шумеров – Древняя Месопотамия. Шумеры передали своим историческим преемникам - вавилонянам и ассирийцам, а через них - грекам и евреям свои технические достижения, юридические и нравственные нормы. В религиозных представлениях шумеров человек существо низшее, удел его вражда и болезни, а после смерти - существование в мрачном подземном мире. Все жители у шумеров принадлежали к своему храму как к общине. Религия шумеров была связана с наблюдением планет и толкованием космического порядка - астрологией, родоначальниками которой они стали. Религия в Месопотамии не носила характер строгих догматов, что отразилось в свободомыслии античных греков, много перенявших от шумеров.

     Религия в это время не только играет роль системообразующей социально-интегрирующей силы, но и выполняет свои собственные специфические функции:
1. Функция формирования мировоззрения и обоснования существующего порядка вещей (в том числе и правовых отношений).
2. Функция психологического (причем, не всегда терапевтического) воздействия и наработка психологических (в том числе и нейролингвистических) практик воздействия на человека.
3. Функция сбора, обработки, коррекции и хранения информации о жизни общества, как средства управления человеческим обществом.
     Учитывая двойственную природу человека, как биологического существа и как мыслящего существа, управление человеческим обществом осуществляется двумя силами: силой физического воздействия на биологическое существо, это сила власти (вождь, правитель, государство) и информационным воздействием на мыслящее существо, это сила психологического воздействия (жрец, священник, церковь).

     Во втором тысячелетии до н.э. идет формирование ведической (арийской) и древнегреческой религий. О ведической религии, как религии древних славян, известно мало, поскольку всяческие упоминания о ней целенаправленно уничтожались в эпоху противостояния монотеистической западно-европейской (иудейско-христианской) цивилизации и политеистической восточно-европейской (ведической) цивилизаций. Это противостояние достигло своего пика в 17-18 веках, когда уничтожение исторических артефактов и откровенные переписывание и фальсификация истории славян поощрялись правителями Российской Империи.

     В соединении древнегреческой и крито-микенской культурой Эллады сформировался мир известных доныне греческих богов "Илиады" и "Одиссеи". В верованиях греков догомеровского периода окружающее наполнено демоническими силами и существами. В природе нет порядка - всё хаотично, несоразмерно и непредсказуемо. Олимпийские же боги уже карают за хаотичность и чрезмерность, как за покушение на гармонию, на разумный порядок, установленный их властью, на порядок как часть общей гармонии космоса. Божественность этого порядка подвергали критике греческие философы - софисты, в результате чего, наряду с метафизически-религиозной основой жизни в Греции пришло философское понимание окружающего – логос.

     Понятие «Логос» было введено в греческую философию Гераклитом и в силу богатства своего содержания, прочно вошло в категориальный аппарат философии различных направлений. С одной стороны, Логос означает «мысль», «слово» («слово, суть та же „мысль“, но выпущенная наружу, на свободу), а с другой стороны — «смысл», «замысел» (принцип, причина, основание) вещи или события. Поэтому известное высказывание: «В начале было слово …» является недостаточно корректным переводом. Более точен перевод: «В начале была основа (принцип, причина, замысел), и эта основа была у Бога, и сама эта основа и есть Бог».

     Примерно в то же время формируется древнекитайская религия как религия порядка и долга. В древнем Китае отношение к верховному богу Шанди как первопредку, который должен заботиться о благополучии своего народа, вылилось с одной стороны в почитание предков и традиций, с другой - в усиление рационального начала в отношении к жизни, но не ради будущего спасения, а потому что это прилично человеку. Философское мышление в древнем Китае начинается с деления всего сущего на мужское начало- янь, ассоциировавшееся со всем светлым, сильным, и женское начало - инь, с тёмным, мрачным, слабым. В гармонии их единения возникает представление о великом пути Дао - всеобщем законе истины и добра и порядка. В I тысячелетии до н.э. единая религия разделяется на учение Конфуция (конфуцианство) - этическое направление, и учение Лао-цзы (даосизм) - философско-мистическое направление. Конфуцианство играло в Китае роль основной религии, её положения "справедливого и приличного человеку" продолжало рациональные традиции и лежало в основе государства и права. Основными принципами учения Конфуция были - почитание предков, соблюдение обычаев, чувство долга. Тогда возникает гармония с миром и вечным космосом, продолжающаяся и после смерти. Учение Лао-цзы - это учение о вечном пути Дао. Абсолюте, который и есть само божественное первосущество. Познать Дао, слиться с ним и есть смысл жизни. Высшей целью китайских даосов было уйти от страстей и суеты к первобытной простоте и естественности. По своей сути, понятие «Дао» подобно понятию «Логос».

     Примерно во II тысячелетии до нашей эры формируется монотеистическая религия иудаизма, от которой в начале нашей эры отделяются христианство и мусульманство. А дальше идет история множества религий, вероучений, сект и т.д. и т.п. – огромное информационное поле, на котором успешно кормятся поколения многочисленных богословов, историков, религиоведов, писателей, трактователей древних текстов и пр. А само слово «религия» является производным от от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен. Базовый постулат религии – в мире существует принципиально непознаваемое (чудо, сверхъестественное), а базовый постулат науки – в мире существует пока еще не познанное.

     Каждая религия несет в себе отпечаток личности её основателя (основателей) и следы тех природных условий, в которых происходило создание той или иной религии. Например:
Христианство – создано людьми, которые в поисках уединения уходили в раскаленную солнцем пустыню. Бесконечная плоскость пейзажа, зыбкое марево миражей повлияли на ощущения и мысли этих людей. Поэтому христианство несет на себе отпечаток маниакально-шизоидной личности, со склонностью к суициду;
Даосизм – создан людьми, которые в поисках уединения поднимались в горы. Появление нового измерения – вертикали придавало объемность пейзажу, влияя на чувства и мысли, позволяло выйти из плоскости житейских взглядов на Мир, навевало мысли о многомерности природы, о единстве природы и человека. Холодный чистый горный воздух способствовал логическому направлению мышления. Поэтому даосизм несет в себе чувство единения с Природой, ощущение гармонии.

      Перейдем к современности
      Известно несколько предпосылок появления религии с позиций нужд самого человека:
Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение хотя бы за его пределами и искренне хочет верить в лучшую жизнь;
Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила;
В-третьих, человек полагает, что разные события религиозного характера подтверждают существование Бога. Сама религия для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.
Таким образом, появление и существование религии отвечало и требованиям конкретного человека, и требованиям всего общества.

     В изучении религии можно выделить три направления: теологический, философский и научный. Теология изучает сущность религии только в рамках неоспоримости существования бога. Постулируется, что понять суть религии может только верующий человек, так как только он имеет непосредственный религиозный опыт, только ему открыт доступ к истинно религиозному знанию. Наука изучает не саму религию и её постулаты, а цели и способы влияния религии на человека и человеческое общество. Философия, не предполагая заранее существование "высшего", изучает религию как возможный инструмент познания, смысл религиозного понимания мира, его соответствие реальности. Условно философию можно разделить на теоретическую философию и философию естествознания. Но при этом выпадает из поля зрения философия социума. Сейчас этот раздел философии отдан религии. Поэтому наряду с формальной логикой и диалектической логикой, в науке привольно себя чувствует догматическая (ортодоксальная) логика, как эклектичная комбинация комбинаторной и ассоциативной логики.

     В настоящее время, динамика жизни приводит к ослаблению влияния традиционных стереотипов поведения, и как следствие, к ослаблению влияния религии на общество. При этом церковь, как организация базирующаяся на религии, находит поддержку у государства в своей коммерческой деятельности, а государство использует церковь как инструмент влияния на население. Таким образом, на психологическом уровне, религиозность сводится к функционированию систем (катарсис, исповедь, медитация), не являющихся специфически религиозными, но которые обеспечивают возможность психологического воздействия на человека. Все развитые религии, в особенности буддизм и христианство, имеют хорошо разработанную систему психологического воздействия (психологических практик), но священник воспринимается как человек, заботящийся именно о душе верующего.

     По своей сути, в настоящее время церковь – это религиозная коммерческо-благотворительная организация, оказывающая психотерапевтические и ритуальные услуги населению, а так же аккумулирующая финансовые средства, полученные от прихожан, и использующая эти средства в своей коммерческой деятельности. Наряду с церковью, которая скрывает свою коммерческую деятельность, оставляя на виду только добровольно-принудительные пожертвования, религиозные секты, так же используя в качестве прикрытия религиозные верования, активно занимаются коммерцией. При этом психотехники используются не столько для терапевтического воздействия на прихожан, сколько для целенаправленного воздействия на психику человека с целью получения материальной выгоды. По данным социологических исследований 80% жителей России считают себя христианами, но регулярно посещают церковь только 5% и многие верующие, считая библию священной книгой, сами библию не читали. Причина обращения к церкви нерелигиозных людей – отсутствие национальной идеи (смысла жизни общества). Ожидать того, что национальную идею выдвинут люди, находящиеся сейчас у власти – бессмысленно. Потому, что у власти находятся люди, смысл жизни которых состоит в накоплении денег, а вера представляет собой убеждение, что им удастся с о своими деньгами сбежать за границу.

     В современном научном понимании религия не рассматривается как самостоятельный фактор, влияющий на поведение человека. Линейной зависимости между религиозностью и другими характеристиками личности, например адаптивностью личности или её душевным здоровьем не обнаружено. Поэтому отношение человека к религии - это только проблема ценностей, выбора путей самореализации, проблема личной свободы и ответственности. Государство и церковь одинаково противятся массовому обучению людей психологическим практикам. Ведь если человек научится самостоятельно осознанно управлять своим психофизиологическим состоянием, то им станет намного труднее управлять со стороны властей. Обученный человек способен определять попытки внешнего управления и может им противостоять.

     Поэтому и церковь и власть продолжают стремиться к упрощению образования. В школе нет, например, даже такого предмета, как «логика», не говоря уже о философии и основах мировоззрения. А ведь логика, это основные правила мышления, это как арифметика для математики. Но мыслящий человек не нужен ни церкви, ни власти, ведь гораздо легче управлять не размышляющей толпой. Втиснув в школьную программу уроки христианской субкультуры, выдавая её за общую культуру народа, православная церковь не только готовит себе кормильцев – прихожан, но и пытается подавить остатки сохранившейся в народе ведической субкультуры. А сравнение этих субкультур не в пользу христианства. В православии человек – раб божий, а в ведизме – сын божий. Православный священник обращается к прихожанину – «сын мой» и требует, что бы его самого называли «святой отец». Таким образом, изначально задается структура подчиненности – священник поучает, а прихожанин внимает. В ведизме же человек не может провозгласить себя учителем, именно ученик должен выбрать себе учителя и признать себя его учеником.

     В настоящее время большая часть людей живущих на Земле считает себя верующими сторонниками той или иной конфессии или признающими существование некой высшей силы. Но также фактом является и растущая численность не религиозного населения. В наше время религия, как прибежище слабых, нуждающихся во внешней опоре и поддержке, а порой и просто нищих духом людей, явление в общем положительное, особенно в условиях капитализма, когда человек человеку – волк. Но в этой ложке мёда есть и бочка дёгтя – церкви, как организации, приходится заботиться о воспроизводстве и расширении своей «кормовой базы». Ради этого церковь активно занимается производством из вполне нормальных, адекватных людей, своих адептов – слабых, нуждающихся во внешней опоре и поддержке. А если посмотреть на деятельность церкви в масштабе всего Земного шара, то становится очевидным, что церковь принимает активное участие в осуществлении надгосударственного управления социумом. Всё же, вопреки усилиям церкви, базовой опорой процесса развития человечества является не вера, а  знание. Там, где знание заменяют верой, там прекращается развитие и начинаются стагнация, религиозные войны, деградация и т.д. и т.п.

     Религия, как продукт деятельности человека, представляется явлением крайне неоднозначным. Кто-то видит в ней только положительные стороны, кто-то только отрицательные, кто-то и то и другое. Некоторые свято и дословно верят в библейские тексты, некоторые полностью отрицают эти книги и ведут активную борьбу против религий. У тех людей, которые создавали современные религии, была цель – ограничить животные инстинкты человека, оградить общество от кровавой вакханалии торжества инстинктов. И с этой своей основной задачей религия на определённом этапе худо-бедно справлялась. Но беда заключалась в том, что этих религий было много и они неизбежно вступали в противоречия друг с другом, начинались войны и причиной этих войн, как ни парадоксально, выступала сама религия. Большая же часть человеческой популяции преуспело в ограничении чужих инстинктов, а не своих. Ведь, куда приятнее искать недостатки в других, а потом их искоренять варварскими методами, чем заниматься самоограничением. Куда лучше насочинять всяких запретов и табу для других, а самому, как "неприкасаемому", потворствовать своим животным желаниям. Взять, к примеру, поведение политиков и крупных финансистов в высших эшелонах власти (вседозволенность, неприкасаемость, развращённость и прочее), или скандалы, связанные с растлением малолетних священнослужителями и так далее и тому подобное. И это только то, что стало известно, а, сколько нам ещё предстоит "открытий чудных". В идеале, религия не должна быть коллективной, массовой. Религия есть вещь индивидуальная, даже интимная. Человек может верить во что угодно, в природу, в инопланетян, да хоть в священных хомячков - это его личное дело. Но он не должен склонять в свою веру других людей. А то получается, что сначала появляется кто-то с сильным даром убеждения. За ним идут последователи, появляется новая религия. Их тут же их начинают бить адепты старых течений. Те уходят в подполье, скрываются, начинают тайно вербовать сторонников. И когда их количество становится достаточным, то они выходят на свет и в свою очередь начинают бить всех остальных. И так происходит бесконечно, с начала времён. А когда у каждого индивида своя религия, то исчезает всякая основа для распрей и войн. Поэтому в нынешних условиях было бы разумнее и безопаснее для всех запретить массовые культы и ритуалы.

      Религия с позиций атеизма
     Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!» То есть религия всего лишь уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе... Маркс считал, что вопрос не в разоблачении религиозных предрассудков и неразумия, а в изменении социальных отношений. По его мнению, в религиозности виновато классовое общество, отчуждающее человека от результатов его труда. Религия отомрёт за ненадобностью как только исчезнут социальные предпосылки для неё, человек станет свободным творцом своей жизни. Бертран Рассел (1872-1970) крупнейший английский философ, математик, последовательный и убеждённый атеист, писал: "Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру - со всем, что есть в нем хорошего и дурного, прекрасного и уродливого; видеть мир. Таким, каков он есть, и не бояться его".

     Святое писание создавали люди, записывая свои мысли о боге и нет ни единого факта, что эти откровения – от бога. При этом нельзя сказать, что люди, канонизированные церковью, лгали. Они писали то, во что искренне верили, но, тем не менее, всё, что они говорили и писали, есть только их собственные мысли. Да, священные книги писали лучшие умы своего времени. В какую ни глянешь – тут тебе и заповеди, тут тебе и наставления, тут тебе притчи и поучения и, вообще всё, что нужно для мирной спокойной жизни. Казалось бы, живи себе по заповедям и всё будет хорошо. Но человек, идя на поводу у своих инстинктов, превратил такой полезный, созидательный продукт усилий своего разума как религия в формальную обрядовую форму, и теперь использует это как оружие против тех, кто соблюдает другие обряды. Крестовые походы, внутрихристианские разборки, когда католики против протестантов, исламский джихад, шахиды и прочие… И ведь, все же орут: "С нами - Бог". К сожалению, наше общество основано на главенстве инстинктов. Единственное, что сдерживает прямое, естественное, первородное их проявление - это карательный аппарат государства. Уберите власть хотя бы дня на три, и вы увидите, что будет твориться. Безвластие в Новом Орлеане после наводнения хорошо это показало. Только по-настоящему разумные люди способны жить без власти хорошо. Но таких людей сейчас крайне мало и они ничего не решают. Увы, но тот, кто не имеет достаточно сильных инстинктов не жилец в этом мире. Будь ты хоть семи пядей во лбу, всё равно ничего не добьёшься, пока не покажешь зубы.

     Между религиозным и нерелигиозным отношением к действительности есть важное различие. Верующий ощущает себя связанным с всезнающей и всемогущей силой - творцом, волю которого он должен выполнять. Это совсем не исключает жизненную человеческую активность, более того, в некоторых религиях это утверждаемая божья заповедь, необходимая к выполнению. Поэтому и с точки зрения религиозного человека многое в его жизни зависит от него самого, от его стремлений и настойчивости. Нерелигиозный человек сам ищет в себе силу следовать добру, отвергая зло. Над ним нет ничего непознаваемого, никого, в рамках неизвестной воли которого он существует. Сам человек - это и есть высшая ценность. Между атеистом и верующим основное различие заключается в том, что верующий верит в то, что в мире есть непознаваемое, а атеист знает, что в мире есть непознанное. Верующий выполняет заповеди потому, что верит в их божественное происхождение, т.к. об этом ему сказал священнослужитель. Атеист тоже руководствуется такими же заповедями, но не потому, что кто-то когда-то где-то кому-то их сообщил, сославшись на волю Всевышнего, а потому, что знает, что руководствуясь этими заповедями, он не навредит ни себе, ни окружающим его людям.

     Религия это своего рода философская система. Но для атеиста добровольное подчинение загадочной высшей силе, по меньшей мере, представляется странным. Не понятно, почему нельзя соблюдать заповеди просто из элементарной порядочности. Без непременного погружения человека в мир церковных психотехник, без внешнего давления и православными мантрами и убранством храмов. Жить постоянно страшась гнева божьего, постоянно выпрашивая милость к себе, всё это очень напоминает поведение рабов. Да еще и постоянное напоминание «раб божий» действует угнетающе. Не говоря уж о постоянных нестыковках религиозной картины мира с объективной реальностью и принципиальной непознаваемостью мироустройства, провозглашенной церковью, объясняющей любые явления одной фразой «на то воля божья». Во всяком случае у атеистов перед богом, о котором известно лишь то, что сообщают церковнослужители, т.е. люди, которые присвоили себе право говорить от имени бога, никаких обязательств нет, потому и нет страха.

     В отличие от религии, атеизм основывается на признании естественного, окружающего человека мира единственным и самодостаточным, а религии и богов считает творением самого человека. Атеизм является не "простым неверием в бога", а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для жизни без помощи бога. Примерно так, как исцелившийся больной, став здоровым, обходится без костылей, или повзрослевший ребенок понимает, что сказки – ложь, но в них намек, добрым молодцам урок. Атеизм отрицает, не признает существование бога в том виде, в котором его описывают религиозные учения - как некое высшее (личностное или безличностное) существо, сотворившее и имеющее власть над всем известным. Если же рассматривать бога как некую внутреннюю психическую реальность, порождённую самим человеком - то такие "боги" действительно существуют, появляются, изменяются и исчезают постоянно в массовом и индивидуальном сознании.

     Атеизм, основываясь на принципах светского гуманизма, утверждает первостепенное значение человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре. Но атеизм не является «культом человека». Для существования культа обязательно необходимо существование внешних, высших существ или сил, которым следует поклоняться. Человек не может быть высшим существом по отношению к самому себе. Атеисты не борются с религией. Атеисты утверждают своё мировоззрение и отстаивают свои права. Атеисты относятся к верующим так же, как и к любым другим людям - сообразно их поступкам. Более того, к большинству верующих, атеисты относятся, как к детям, не выросшим из простодушных детских сказок, которым надо терпеливо и доходчиво объяснять реалии окружающего мира:

     Иногда говорят, что атеизм антигуманен и влечёт за собой преступность и агрессивность. (Бога нет - значит всё дозволено.) Однако это верующий всегда может отмолить и искупить любой свой поступок. Мораль для верующего - нечто внешнее. Она даётся извне и контролируется извне. Именно это порождает бесчисленные религиозные конфликты, религиозных фанатиков и даже бытовую преступность. Атеист следует принципам морали и установленным законам не потому, что ему некое высшее существо сказало "так надо", а исходя из глубокого внутреннего осознания необходимости и продуктивности социальных установлений и законов. Поэтому, мораль атеиста более глубока, устойчива и совершенна, чем мораль верующего с одной стороны, более гибка и адаптивна с другой (Бога нет - значит, думай сам!).

     Воинствующий атеизм - это ложное понятие, введённое клерикалами для борьбы с атеизмом. Это церковь, заботясь о своей кормовой базе, пытается влиять на наших детей, целенаправленно искажая их мировоззрение. При этом от нас еще и требуют уважения. Уважать религию – для свободно мыслящего человека это неприемлемо. Уважать тех, кто из-за своей лени или дефектов психики не может и не хочет самостоятельно мыслить, кто постоянно пребывает в страхе божьей кары, кто бездумно действует так, как ему предписано? Нет, уважение надо заслужить! А вот относиться терпимо к таким инвалидам – с этим я согласен. Но только до тех пор, пока они не трогают других людей. Кто-то во что-то верит, это их личное дело, но если они начинают навязывать свою веру другим – с этим надо бороться. Тем более, что верующие в христианскую версию Бога требуют прекратить критику в адрес РПЦ, верующие в автопром требуют прекратить критику автопрома, верующие во власть требуют прекратить критику власти и т.д. и т.п. Получается, что для нормального человека вообще любое критическое высказывание оказывается под запретом…

     Справедливости ради, следует заметить, что религия сыграла очень важную роль во времена её появления и становления. Тогда она была новым прогрессивным учением, передовым словом в философии, в осознании окружающего нас мира, в объяснении природных явлений. Новые религии позволили отказаться от человеческих жертвоприношений, каннибализма и прочих традиций древних времён, которые тормозили движение сообщества вперёд. Но прошло время и теперь уже эти религии стали обузой в дальнейшем развитии наук, искусств и других областей жизни человека. Ну нельзя сейчас мыслить категориями тысячелетней давности. Человек за это время прошёл длинный путь познания, научные открытия сильно расширили угол зрения человека на окружающий мир, а религиозные догмы всё талдычат одно и то же, тянут нас назад, мешают продвижению к истине. Религия выдвинула свой вариант взгляда на природу мироздания и, что самое скверное, заставила всех верить в этот вариант. Возможно, в то время это было прогрессивное видение мира, но когда, по прошествии времени, оказалось, что этот взгляд ошибочен, закостеневшая религиозная верхушка отказалась пересмотреть свои догмы. И вместо того чтобы реформировать свой взгляд на природу мироздания религиозная общественность начала непримиримую борьбу с инакомыслием, тем самым тормозя развитие научной мысли. Если наука пока что не может объяснить какое-то явление, то это ещё не означает, что нужно этому приписывать мистические свойства, чем и занимается религия. Нужно попробовать объяснить природу происхождения этой силы, энергии или чего-то другого, что воздействует на нас и на окружающий мир. Ведь, поняв, объяснив эту силу и проверив своё объяснение на практике, человек сможет управлять ею.

      Религия с позиций науки
     Иммануил Кант в свое время с помощью дедукции понятий причины и следствия пришел к очень важному выводу, что изначально эти понятия отнюдь не выведены из опыта, чего опасался Юм, а являются априорными, изначально присущими рассудку до всякого опыта, а опытом эта априорность только подтверждается. Опираясь на дедуктивную логику, Кантом в его "Критике чистого разума", были опровергнуты все три, казавшиеся бесспорными в то время, интеллектуальных аргумента в пользу существования бога. Более того, первейшее следствие кантовского открытия - это несостоятельность всех т.н. "доказательств" бытия Божия. Впрочем, как и всех  доказательств Его небытия. Поэтому обоюдоострый удар, нанесенный Кантом всем догматическим системам, можно считать смертельным. Никакая догма после Канта не имеет оснований для претензий на Абсолют. Верить Вы можете во что угодно, но чем угоднее Вам самим Ваша вера, тем более эта Ваша личная проблема.

     Математик Г.Кантор в статье “О различных точках зрения на актуальное бесконечное” утверждает: “Часто происходит смешение двух форм актуально бесконечного, причем смешивается трансфинитное с абсолютным. Между тем эти понятия явно различны в том отношении, что первое следует мыслить, конечно, бесконечным, но все же доступным дальнейшему увеличению, тогда как последнее приходится считать недоступным увеличению, а потому математически неопределимым“. Таким образом, Кантор однозначно утверждает, что кроме математического бесконечного есть и другое, “абсолютное” (философское) бесконечное. Это бесконечное принципиально не поддается познанию математическими методами, оно даже не может быть определено в математических терминах. Очень показательна мысль, что быть “недоступным увеличению” влечет “математически неопределимо”. Понимание причины, лежащей в основе этой импликации, и есть тот рубеж, где кончается математика (и рационализм вообще) и начинается философия. Справедливости ради надо заметить, что за сотню лет до вышецитированной работы Кантора Гегель, опираясь на Канта, сформулировал (впервые!) кардинальное различие понятий философского и математического бесконечного.

     Одной из форм философского бесконечного является «Неизвестное». Сказать что-то определенное о свойствах неизвестного не представляется возможным, оно не формализуемо. Но любую систему субъективных знаний, всегда можно дополнить Неизвестностью, и любые знания тогда оказываются совокупностью Известного и Неизвестного, а всё вместе - не больше и не меньше, как знание Абсолютное.

     Такой же формой философского бесконечного является «Бог». Такой термин есть (так же как и термины «бесконечность», «неизвестное»), но сказать что-то определенное о свойствах Бога не представляется возможным, это понятие не формализуемо. Поэтому все попытки логически определить Бога (указав его отличительные свойства) бесперспективны. Так же как, например, выяснив и определив что-то из области неизвестного, Вы понимаете, что определенное Вами уже стало известным, а неизвестное так и осталось неизвестным. Точно так же если Вы логически определили Бога, его атрибутивные свойства (создает, разрушает, помогает, вознаграждает, наказывает и т.д. и т.п.) это по сути означает, что определенное Вами относится не к Богу, а только к Вашей фантазии.

     Тем не менее, нельзя отрицать влияние верований человека на его судьбу. Как известно, у каждой причины есть множество виртуальных последствий. Из этого множества реализуется одна (по закону больших чисел) с некоторой вероятностью, как случайная величина. Распределение этой случайной величины зависит от самого человека. У одних людей оно может быть смещено в одну сторону (в сторону благоприятного исхода событий), у других людей в другую сторону (в сторону не благоприятного исхода событий). Так что внутренние установки человека, в том числе и верования, приводят к тому, что люди сами влияют на вероятность событий (на свою судьбу), т.е. являются аттракторами в пространстве событий. Так же нельзя отрицать и влияние знаний человека на его судьбу. Атеист, как и верующий, тоже влияет на свою судьбу, но не благодаря вере в сверхъестественное, а благодаря знанию и умению использовать естественные нейрофизиологические свойства человека и его морально-этические установки.

     Похожий эффект известен в медицине под названием эффекта Плацебо. Больного убеждают, что сейчас ему дадут эффективное лекарство, а дают пустышку – обычный аспирин или просто таблетку из прессованного мела и если больной искренне верит в то, что ему дали эффективное лекарство, то эта пустышка на него действует так же, как лекарство. Так и попавший в тяжелое положение человек обычно пытается использовать для выживания одновременно все возможные и невозможные средства – и знания, и умения, и веру, и суеверия... Как говорят бывалые солдаты – в окопах атеистов нет. Но заранее предсказать как то или иное убеждение (верование) повлияет на судьбу человека невозможно без учета нейрофизиологических особенностей данного человека, без учета морально-этических особенностей общества, в котором он существует, экономической и экологической обстановки в стране, и т.д. и т.п.

     Итак, мы принципиально не можем вывести логически факт существования или не существования Бога и определить его отличительные свойства. Поэтому откровенно несерьезно выглядят попытки проникнуть за грань неведомого с помощью своей фантазии. Максимум возможного для нас, это создание рабочих гипотез, но и относиться к ним нужно именно как к гипотезам, а не к абсолютной истине. То же самое относится и к Вселенной, в том числе и к началу истории нашей Вселенной. Никто не знает, с чего всё началось и чем всё закончится. Но в процессе многотысячелетних раздумий человечество сформулировало две концепции, позволяющих взглянуть на эту проблему. Были выдвинуты идеи о бесконечной истории и сотворённой. Однако обе концепции сходятся ровно в той самой точке, с которой всё и начинается – в точке нуль. И, следовательно, для нас они совершенно не разделимы и одинаково безосновательны. Ведь что мы имеем в нулевой точке истории всего мироздания? Там либо акт Творения (ну или Большой Взрыв) – образование чего-то из ничего неизвестно каким образом, либо бесконечное бытие, которое неизвестно когда начинается и неизвестно когда и чем закончится. Тем не менее, пытливый человеческий ум всегда будет пытаться заглянуть за границы известного и с помощью науки и с помощью фантазии. Так что можно смело утверждать, что не смотря на все усилия науки по наработке объективного знания, процесс богоискания и богостроительства будет продолжаться.

     С точки зрения философии - Всемогущий Бог, Создатель, Вселенский разум и пр., всё это лишь проявления процесса встраивания неизвестного в мировосприятие человека для получения целостной системы представлений об окружающем мире, т.е. мировоззрения как информационной структуры философского, методологического характера, которая позволяет осмыслять процессы, различимые во Вселенной, видеть их иерархическую упорядоченность в их взаимной вложенности и многовариантную направленность течения событий. По мере накопления знаний меняется область неизвестного, а при этом меняются и представления о сверхъестественном. Так акт сотворения Мира превратился в Большой Взрыв, царствие небесное переместилось в параллельные, "тонкие" и прочие миры, Бог переместился с Земных небес в глубины Вселенной и т.д. и т.п. Ну а поскольку мировоззрение является очень мощным инструментом управления людьми, то заполнением области неизвестного выгодными для себя фантазиями взяли на вооружение не только служители церкви и некоторые деятели официальной и неофициальной науки, но и различные управляющие структуры, связанные со средствами массового информационного воздействия (СМИ) и конечно же спецслужбы.

     Секты
     К религии примыкает множество околонаучных и околорелигиозных концепций, включая эзотерические воззрения. Организованные сообщества, пропагандирующие эти концепции, называются сектами. По сути, разница между сектой и религией заключается только в количестве верующих. Практически все религии крайне нетерпимы не только к другим вероисповеданиям, но и к отклонениям в их изложении взгляда на мир. Именно потому все новые религиозные секты воспринимаются, как оппозиционные движения. На сегодняшний момент нет точной классификации сект. Это связано с тем, что данные организации сильно отличаются друг от друга. Поэтому можно привести лишь приблизительный список критериев, характеризующих ту или иную секту:
Во-первых, все эти сообщества делятся на харизматические и иерархические. Так, в первом случае есть явный лидер, которого легко можно отличить от остальных. Во втором варианте на первый план выходит иерархическая лестница, из-за которой довольно сложно проследить за главными кукловодами;
Во-вторых, есть тоталитарные и свободные секты. По факту те и другие действуют по одним и тем же правилам. Разница заключается лишь в длине "поводка", на который посажены все адепты;
В-третьих, секты можно разделить на религиозные группировки (по их конфессиям – христиане, мусульмане, буддисты или же последователи новой веры), на околонаучные секты и на эзотерические секты.

     Согласно наиболее общему определению секта – это независимая религиозная группа, отделившаяся от основного вероисповедания, или в более широком смысле – социальная группа, объединенная общей духовной идеей или целью, противоречащей общепринятым религиозным воззрениям. Чаще всего такие организации возникают в лоне доминирующих религий, это связано с тем, что гораздо проще создать секту, основываясь на уже существующих концепциях, нежели возводить их с нуля. Почти все секты являются молодыми течениями. Самой старой из них не более двухсот лет. При этом в большинстве они зарождаются путем откола от основного вероучения или вовсе по воле их основателя. Например, отцом сайентологии был обычный писатель-фантаст Рон Хаббард, выдающий себя за нового мессию. Все религии основываются на вере в создателя (Бога или божеств) или в высшую цель (например, в буддизме логическим финалом является просвещение). В отличие от них, большинство сект выставляет на первый план своих лидеров. Именно они являются основой всей духовной жизни сектантской общины, порой сопоставляя себя с высшим разумом.

     Сектанты – это люди, живущие по строго установленной иерархии. Большинство из них даже не догадываются о том, что подобная система рангов существует в их общине. Ведь их лидерам невыгодно, чтобы их паства начала разбираться в особенностях местного порядка. И тем не менее большинство сект построено по пирамидальному типу. Во главе всего стоит лидер или группа руководителей (как в случае со свидетелями Иеговы). Именно они решают судьбу своей общины, а также устанавливают свод правил, по которым она живет. При этом история показывает, что изменение законов в секте происходит постоянно и зависит от личных интересов их лидера. На следующей ступеньке стоят приближенные к верхушке люди: региональные пастыри, высшие жрецы, оракулы и так далее. В общем, внутренняя структура сект повторяет структуру религий, разница лишь в количестве адептов. Методы воздействия на паству тоже аналогичны: религиозный маркетинг и система иерархии; авторитаризм; психологическое давление; особые притязания (обещание особых благ) и внушение духовного элитаризма; разделительное мышление (мы – они); закрытое общение; контроль жизнедеятельности.

     Не являются исключением и околонаучные секты, которые тоже базируются на вере, только на вере не в Бога, а в истинность той или иной теории и в величие её создателя. Структура этих сект подобна структуре религиозных сект, а методы и цели аналогичны. На вере в величие предков и в якобы полученные от них тайные знания базируются эзотерические секты, наиболее массовыми из которых являются масонские ложи. Зачастую приверженцы околонаучных и эзотерических сект не скрывают, что их истинными целями является обретение материальных выгод, а вера и ритуалы это только прикрытие их истинных целей, а так же приманка для новых адептов.

     В группу риска людей, подверженных влиянию сектантов и церковных проповедников, входят те, у кого наличествует тяга к мистицизму и необычным явлениям, депрессивное состояние и неустойчива психика, высокая внушаемость, кризисная жизненная ситуация (проблемы со здоровьем, семейные или материальные конфликты и т.д.), наличие близких людей, которые уже вовлечены в секту или же просто увлечены мистицизмом.

     Одним из направлений деятельности различных спецслужб было и есть создание и финансирование псевдорелигиозных организаций по всему миру. В это вкладывают огромные деньги – и так эти “скромные” и “тихие” люди, снующие по городам и сёлам, якобы с миссионерской целью, становятся глазами и ушами спецслужб, выполняя разведывательную деятельность в глубоком тылу. Всё, что связано с вопросами веры, всегда служит отличной ширмой для идеологических диверсий и даже вполне реальных терактов. Современные секты создавались и создаются для таких направлений подпольной работы, как:
- идеологическая экспансия;
- организация провокаций;
- создание шпионско-агентурной сети;
- диверсии;
- …

     В настоящее время церкви мировых религий (буддизм, христианство, ислам), да и не совсем мировых (иудаизм, зороастризм, конфуцианство и т. д.) вполне подпадают под ключевые характеристики транснациональных корпораций, хотя они производили и производят вовсе не автомобили или компьютеры, а системы ценностей, нормы поведения и прочий идеальный продукт. Тем не менее, церковь, под прикрытием религиозных разглагольствований о душе человека, вкладывает свои деньги и в производство, и в индустрию развлечений и в политтехнологии. Ну а от самых популярных сетевых проектов с миллионами пользователей уже не так далеко до создания сетевых сект, разрастающихся до сетевых религий…

     Наиболее популярные секты и особенно церкви (как традиционные, так и нетрадиционные), всё больше теряя духовный авторитет и не в силах противостоять процессу бюрократизации, становятся одной из ветвей государственной власти. А власть и её правоохранительная система всегда защищают интересы господствующего класса, каковым сейчас в большинстве стран является буржуазия, компрадорская (как у нас) или национальная (как в суверенных государствах).  Ведь, что бы там не говорили церковники, а основная задача религии и в частности – церкви, это управление людьми. В управлении людьми существуют два основных направления: элитаризм (конечная цель - толпэлитарное общество) и эгалитаризм (конечная цель – максимальное развитие каждого человека). Усилия церкви направлены на укрепление толпэлитарного общества – разделение людей на управляющую элиту и управляемую толпу (пастырей и паству, пастухов и стадо). При этом стадо должно не раздумывая следовать туда, куда ведет пастух – хоть на пастбище, хоть на бойню.

редакция 2019г.  .


маленький  ФИЛОСОФСКИЙ  словарик


ВЕРА — это убежденность человека в истинности того или иного сообщения, идеи или теории. Человек фиксирует свои знания знаковыми средствами, а наука, как совокупность фиксируемых и накапливающихся знаний стала основой рационального подхода к внешнему миру. Вместе с тем, поскольку непосредственно каждому человеку доступна лишь крупица знаний об окружающем мире, ему приходится принимать на веру, как постулат, без доказательств огромный объем фактов и положений. Вера имманентно присуща и общественному сознанию. Она прежде всего связана с ограниченностью человеческого познания, хотя и может опираться на повседневный опыт, здравый смысл, внешние традиции. Вера носит надличностный характер. Она связывает человека и общество, ведь основную сумму своих знаний человек получает от общества, принимает на веру, в том числе и различные оторванные от реальности мифы. Потому очень велика и ответственность общества за то, что именно усвоил человек из всего многообразия фактов, сведений, мифов, накопленных человечеством. Именно поэтому общество, заинтересованное в своем развитии, придает первостепенное значение процессам воспитания и образования, формированию мировоззрения. Обратно

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — это коммуникационная система человека, базирующаяся на знаковых системах, преимущественно на языках. Первая сигнальная система (органы чувств человека) фиксирует наличие знака, а вторая сигнальная система определяет значение этого знака. Вторая сигнальная система не локальна, а распределена между людьми и обществом (другими людьми, книгами, произведениями науки и искусства).

Знак - материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Знаки обычно подразделяются на языковые и неязыковые (признаки, сигналы). Из определения знака вытекает его важнейшее свойство - будучи некоторым материальным объектом, знак служит для обозначения чего-либо другого. Знак представляет собой структуру, состоящую из означаемого и означающего, связь между которыми фиксируется обществом и не зависит от вещества и формы знака и обозначаемого им предмета. В силу этого, понимание знака невозможно без выяснения его значения – как предметного (обозначаемый им объект), так и смыслового (образ обозначенного объекта) и экспрессивного (выражаемые с его помощью чувства и т. д.).

В процессе человеческой деятельности важнейшую познавательную и коммуникативную функции выполняет язык, являющийся элементом второй сигнальной системы человека. Язык включает в себя набор знаков (словарь) и правила их употребления и интерпретации (грамматику). Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей (язык математической символики, язык физических теорий, различные системы сигнализации и т. д.). Язык явление социальное, он возникает в ходе развития общественного производства и является его необходимой стороной – средством координации деятельности всех людей и каждого человека. Обратно

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — это установление истинности, т.е. адекватности конкретного высказывания реальности.
В широком смысле трактовка термина "Доказательство" обусловлена относительностью и содержательным характером понятия истины, поскольку истина означает соответствие (более или менее точное и полное) конкретного высказывания - конкретной части действительности. В этом смысле доказательством является любая процедура установления истинности какого-либо суждения, как при помощи некоторых логических рассуждений, так и посредством чувственного восприятия некоторых физических предметов и явлений, а также ссылок (указаний или упоминаний) на такие восприятия.
В узком смысле трактовка термина "Доказательство" обусловлена тем, что сама процедура логического доказательства должна гарантировать истинность результата, т.е. служить полным подтверждением истинности доказываемого предложения. В этом смысле доказательства представляют собой цепочки правильных умозаключений, ведущих от истинных посылок (исходных суждений) к доказываемым тезисам, причем истинность посылок должна каким-либо образом устанавливаться заранее.

Последовательная формализация понятия "Доказательство" привела к выводу о невозможности сведения всех содержательных аспектов понятия "Доказательство" к формальным — правила вывода, хотя они и имеют дело с формальными объектами (формулами), формулируются на содержательном языке, а все проблемы, касающиеся природы формальных исчислений в целом, ставятся и решаются чисто содержательными средствами. При этом никакая формализация дедуктивных теорий не снимает проблемы их интерпретации, т. е. соотнесения с некоторой описываемой ими и внешней для них реальности (также, быть может, состоящей из объектов высокой степени абстракции), адекватность которого только и может быть, в конечном счёте, обоснованием истинности теории в целом.

Формальное доказательство (доказательство в узком смысле этого термина) - последовательность предложений какого-либо языка, начинающаяся с того, что дано и заканчивающаяся тем, что требовалось доказать. Алфавит, в котором выражаются доказательства, вместе с алгоритмом, позволяющим сказать, является ли данная последовательность слов доказательством, называют дедуктикой. Дедуктика позволяет выразить доказательство в словах и определить, что это именно доказательство. Но есть существенное ограничение - согласно теореме Гёделя - при определенных условиях не существует полной и непротиворечивой дедуктики.

Научное доказательство (доказательство в широком смысле этого термина) – определение адекватности конкретного высказывания реальности. Основой научного доказательства является принцип достаточного основания, как требования обосновывать истинность суждений (которое в зависимости от области и задач исследования может пониматься с разной степенью полноты и строгости), не допускать произвола в научных выводах, не принимать "на веру" суждения, не имеющие в составе наличного знания достаточного основания. Проблема обоснования суждений, во всей её полноте входит в теорию познания, которая и даёт ответ на вопросы о связи логических обоснования суждений с практикой, с историей науки и техники, с историческим развитием средств вывода, применяемых в научных рассуждениях.

Диалектическое доказательство (доказательство в узком смысле этого термина) - развитие и дополнение формального доказательства путем перехода от формальной Аристотелевой логики (являющейся отражением линейных причинно-следственных связей в Природе) к диалектической логике (являющейся отражением нелинейных причинно-следственных связей в Природе). При этом учитывается как наличие антиномий, являющихся отражением противоречий самой действительности, так и наличие антиномий, обусловленных конкретным уровнем развития знания, в частности противоречиями в системе используемых понятий. Обратно

ЗНАНИЕ — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. В широком смысле слова, знание — это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений. Знание в узком смысле — это обладание проверенной информацией (сведениями, ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. Например, знание предмета — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Обратно

ИНТЕЛЛЕКТ — это одно из качеств человека в наибольшей степени отражающее способность ориентироваться в окружающем его Мире. Аналог древнегреческого понятия нус («ум»), тождественный ему по смыслу. Это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, умение адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде.

На языке системного анализа: интеллект – это способность системы (биологической или технической) изменять алгоритмы управления своим функционированием в зависимости от внешних условий. Интеллект базируется на оперировании логическими моделями в соответствии с критериями оптимальности управления. Понятие «интеллект» допускает сравнение и ранжирование интеллектов различных систем. Технические аналоги:
Интеллект - управляющий автомат с памятью и способностью к самообучению;
Инстинкт - управляющий автомат без памяти;
Разум - технического аналога пока не имеет. Обратно

МЫШЛЕНИЕ — это способность к познанию через понятия, базирующаяся на второй сигнальной системе человека. Форма постижения человеком действительности путем обобщения сущностных отношений предметов и явлений. По своей сути мышление есть форма бытия, выделившаяся из него, обособившаяся и противопоставившая себя бытию. Это атрибут сознания, категория, обозначающая процессуальность функционирования сознания (познавательную деятельность), традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Исторически момент возврата мышления к материи дан в технологическом развитии Нового времени, опирающегося на мышление в форме науки. Материя получает определение чистого, абстрактного объекта, лишенного своей воли и своей цели. Мышление же определяется как чистый абстрактный субъект, как воля и представление цели, как абсолютный субъект, реализующий, овеществляющий себя в материи.

После Аристотеля появилась возможность говорить о правильном мышлении и о правильном и неправильном в самом мышлении. В античной математике был принят методологический принцип доказательства, а сами аристотелевские Аналитики были положены в основание нормативной формальной логики. Техническое отношение к мышлению. находило выражение в изобретениях новых форм доказательств, в построении иных, неаристотелевских логик. Предметная и дисциплинарная организация науки, философии и европейского мышления. в целом оказалась устаревшей перед лицом задач исследования мышления. Стало понятно, что мышление должно быть специально организовано как трансперсональный процесс в деятельности людей.

Мышление возникает в процессе производственной деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение действительности. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по своим результатам. Это объясняется тем, что мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной лишь для человеческого общества. Поэтому мышление человека осуществляется в теснейшей связи с речью, и результаты его фиксируются в языке. Результатом процесса мышления всегда является та или иная мысль. Способность мышления к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Способность мышления к опосредствованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательств. Обратно

РАЗУМ — способность человека осмысливать бытие в целом и его смысл, смысл человеческой жизни и деятельности, призвание человека. Это высший уровень мышления, для которого характерно, прежде всего, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы, это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания. Такая способность отвлечения и обобщения, очевидно, включает в себя и рассудок, в силу чего в некоторых языках, например во французском, коренного различия между разумом и рассудком не полагается. Считается, что сферой Рассудка является проблемы рационального (т.е. проблемы нашего взаимодействия с натуральным миром), мерой которых является Оптимальное. Сферой же Разума являются проблемы межчеловеческих отношений, проблемы нашей духовности, что и образует идеальный мир, мерой которого является Справедливость. Разум и рассудок, представляют собой два вида мыслительной деятельности человека, различие и взаимное отношение которых понимается неодинаково в тех или других философских учениях. Наиболее распространено представление о рассудке как о мыслительной деятельности направленной на ближнюю перспективу, а о разуме как о деятельности направленной на дальнюю перспективу.

Согласно современным представлениям: Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему строгость разграничений и утверждений, имеет тенденцию к упрощению и схематизации. Это позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему. Рассудок обеспечивает успешную адаптацию индивида к привычным познавательным ситуациям, в особенности при решении утилитарных задач. Ограниченность рассудка заключается в его негибкости и категоричности, в его неспособности выйти за пределы анализируемого содержания. В тех случаях, когда умственная деятельность человека исчерпывается операциями рассудка, она становится абстрактно-формальной. Разум дает знания более глубокого и обобщенного характера. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках. Разум обладает способностью анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалектику объективного мира понятия. Выход за пределы наличного знания и порождение новых понятий - основное отличие разума от рассудка, предполагающего оперирование уже известными понятиями.

Действие разума теснейшим образом связано с речью, со второй сигнальной системой человека. Разум не ограничивается отдельными фактами, явлениями или событиями, относящимися к чему-то частному, - его задача искать истину высшего порядка. Разум стремится к пониманию, но ведет за пределы понимания. Разум – свойство субъектов оперировать абстракциями, выделять абстракции из конкретных явлений, конструировать комплексы абстракций и проецировать абстракции и их комплексы на реальный физический мир. Разум не локален, это так называемый распределенный (или как теперь любят говорить - сетевой) объект. Человек – носитель частички разума, а всё человечество – носитель человеческого разума, как единого целого. Разум выступает как творческая и познавательная сила, с помощью которой раскрывается сущность действительности. Он охватывает не только умственную, но и всю практическую сознательную деятельность людей.

Предпосылками становления разума выступают:
- эволюция отражения, как свойства, присущего материи; развитие интеллекта животных;
- переход от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда;
- развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.

Разум представляет собой надгенетический инструмент приспосабливания разумных существ к изменяющимся условиям существования. Гены приспосабливаются сотнями тысяч лет, а разум помогает в течение всего лишь одного поколения приспособиться к новой среде обитания. Обратно

СОЗНАНИЕ — это одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание это высшая форма такого свойства материи, как отражение, причем сознание это процесс, а не нечто фиксированное.

Сознание в широком смысле представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом аспекте бытие, существование сознания, выражается понятиями «субъективная реальность», «идеальное». В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания. Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности. Человек, постольку он выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием. Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания.

Определение сознания в психологии (сознание в узком смысле) связывается со способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способностью к самоотчету и самонаблюдению, с существованием его не только в индивидуальной, но и надиндивидуальной форме («Я» и «Сверх-Я»). Так в клинической практике о состоянии сознания человека судят по ориентированности:
- во времени и месте пребывания;
- в окружающих лицах и в собственной личности.

С понятием "сознание" тесно связано понятие "совесть".
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции. (Конечно, из этой формулировки в умолчаниях остается то, насколько самостоятельна личность, и что является мерой формулировки нравственных обязанностей.)
В общем смысле образ реальности у человека, его знание о мире, согласовывается с его пониманием истины, которая не противоречит его совести. Обратно


На Главную