Мировоззрение - наука, религия или эзотерика?


     А нужно ли человеку вообще какое-либо мировоззрение, кроме того ощущения и осмысления мира, которые у него уже есть?  В поисках ответа на этот вопрос проследим, как развивается отношение человека к самому себе и к окружающему миру.
     Сначала возникает «Я», как внутреннее обозначение самого себя, причем возникает не сразу, а только после того, как пройдет процесс обучения распознаванию свойств ближайшего окружения и внутренних ощущений тела в связи с текущими потребностями. Когда ощущения внешнего мира начнут явно отличаться от внутренних ощущений, то начинает различаться некая совокупность внутренних ценностей (значимости отношений) – образ «Я». До этого внешний мир просто не узнается (не различается) так же как не узнается все новое, что наблюдается впервые.
     Львиную долю информации о мире человек получает с помощью зрения. Взгляд постоянно блуждает по объекту, а кроме того, совершает микроподрагивания, необходимые для того, чтобы в динамике лучше различить составляющие детали изображения. В каждый момент резко виден только самый центр поля зрения, а вокруг все размыто. Но человек не замечает всего этого. Он "видит" не то, что в данный момент передает глаз, а ту картинку, которая создается внутри него, составленная из уже выделенных элементарных признаков воспринимаемого и дополняется образами из памяти. Как только открылись глаза, первая же, довольно скупая пока что, информация распознается и выделяются ее элементарные составляющие (геометрические фигуры, цвета). Структуры, распознающие эти признаки, передают результат следующим слоям структур, которые кроме анализа способны уже синтезировать из элементарных признаков воспринимаемого сюжетные сочетания, как часть будущей общей картинки. Эти структуры не теряют активность даже если зрение изменило направление, обеспечивая хранение образа. Так организуется кратковременная память, необходимая для того, чтобы хранить все более обрастающую подробностями картинку. Картинка, стоящая у человека во "внутреннем взоре", позволяет ориентироваться, даже не переводя взгляд заново. Она включает в себя не только зрительную, но всю совокупную информацию, которая была выделена сознанием. Фокус же внимания каждый раз находится в наиболее значимой ее части. "Фокус внимания" - это понятие обобщенное, поскольку у мужчин и женщин "Фокус внимания" имеет существенные отличия, обусловленные биологическими (эволюционными) особенностями полов. Эти особенности закрепились в геноме человека благодаря естественному отбору особей, наиболее успешно выполняющих свои функции. Так мужчина – это боец, охотник, поэтому выживали те, кто мог сосредоточиться на поведении противника, реагируя на все прочее только как на движущиеся предметы. Отсюда у мужчин ярко выраженное «туннельное» зрение. Женщина – хранитель, сторож, поэтому выживали те, кто видел одновременно все окружающее, замечал малейшие изменения и мог вовремя подать сигнал опасности. Отсюда у женщин ярко выраженное «периферийное» зрение.
     Как только определился образ «Я» и пошли первые воспоминания, вполне осознанно начал накапливаться жизненный опыт. Т.е. мы уже осознано можем менять фокус внимания, выделяя из воспринимаемого то, что больше всего в данный момент значимо для нас, при этом в долговременной памяти человека запоминается то, что имеет не нулевую новизну и, одновременно, не нулевую значимость. Теперь появилась возможность строить свое отношение к тем или иным доступным наблюдению явлениям, которые нам не безразличны и стало возможным расширять наше отношение начиная с самого близкого на все более дальние явления и предметы. Например, научившись обращаться с камнем, мы теперь можем постигать, как же этот камень взаимодействует с другими предметами. Так возникают представления об окружающем мире, которые у разных люди различаются настолько, насколько отличается личный опыт, возникший на основе одних и тех же действий и сведений. Распространенное мнение, что мир познается человеком с помощью органов чувств, в принципе является глубоко ошибочным. Человек не познает мир с помощью зрения, обоняния, осязания, тактильных ощущений. Он мир познает только в действии, в операциях. Все остальное, что приходит через органы чувств, он знает постольку, поскольку это интерпретируется в операциях, которые выполняются руками. Поэтому для одного человека мир вовсе не такой, каким он представляется другому.
     И тут возникают вопросы:
- почему мир такой, каким я его вижу, а не другой, и каков мир на самом деле?
- как возник этот мир?
- есть ли другие миры?
- и так далее …
     Самый простой способ получить ответы на эти вопросы это спросить человека, который для нас является авторитетом (имеет высокую значимость), а в детстве такой способ получения знаний о мире является одним из основных. По мнению психологов основными способами познания мира в детстве являются:
- вопросы, как способ получения априорных знаний (копирование знаний),
- подражание, как копирование «Я» другого человека (копирование ощущений),
- игра, как проверка полученных знаний и ощущений на практике.

      В познании мира с самого начала неизбежен эгоцентризм, потому, что другого способа познания, кроме как понять мир со своей колокольни, для личности не существует. Человек может получать сведения из книг, со слов и любым другим способом, но они только тогда становятся знаниями, когда возникает уверенность в их месте во взаимосвязи с другими представлениями, и эта уверенность не возможна без личного к ним отношения (иначе связи просто не устанавливаются). Для того же, чтобы поверить или не поверить полученным сведениям, каждый использует свой личный опыт познания, поэтому единственно возможный метод познания – формирование знания, как структурированной и связанной в общую систему информации и направление познания - с самых простых лично познанных истин, до наиболее удаленных.
     Здесь уместно вспомнить о эзотерике. Эзотерика (от греческого esoterikos, "внутренний" и exoterikos "внешний"). Первоначально - тайноведение, "внутренняя доктрина" религиозного, философского или иного учения, доступная лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, "внешней доктрины", изучение которой не только было доступно всем новообращенным, но и вменялось им в обязанность. Посвященный в эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне т. к. считалось, что это знание может нанести вред любому человеку, не подготовленному к его восприятию, и потому закрыто для непосвященных. Результаты индивидуального познания: опыт (умение), являются эзотерическими (т.е. не передаваемыми другим), а любая передаваемая информация по своему определению экзотерична. Самым ценным приобретением в течение жизни является личный жизненный опыт в форме, дающей возможность передачи его наиболее адекватных сведений другим людям, конечно в той его части, которая не безразлична для этих людей.

     С возрастом у человека все более укрепляется уверенность в тех однотипных закономерностях, которые характерны для сходных ситуаций. Для каждой из них формируется свой внутренний обобщенный образ. Так строится внутренняя модель законов окружающего мира. Эти законы, как и соответствующие им вербальные символы, в головах разных людей вызывают сходные понятия, обеспечивающие взаимопонимание. Всякое мировоззрение аксиоматично (греч. axioma – принятое положение), при этом абсолютно неважно, как те или иные посылки стали для нас аксиомами - через личный опыт, через воспитание, основанное на традиции и вере в авторитеты, через Откровение или каким-то иным образом. Важно то, что система аксиом, составляющая основу личности, всегда индивидуальна. Всегда - это значит, что она может меняться, и меняется по мере развития человека, накопления им жизненного опыта. Толковые словари, разъясняющие нам смысл слов, отправляют нас по определенному пути, связывающему смысл слов, и мы останавливаемся там, где наше сознание доходит до аксиомы, ранее нами усвоенной. Индивидуальность всякой системы аксиом является абсолютной (как отпечатки пальцев), но это вовсе не исключает совпадения ее в той или иной части с другими, в целом также индивидуальными, системами. Более того, именно наличие таких "пересечений" и делает возможным эволюцию личности, интеллектуальное общение людей, возникновение их объединений, существование научных и религиозных течений, самого феномена цивилизации. Как показывает практика, плодотворным является общение на базе каких-то общих блоков аксиом, а вот споры о "достоверности" любой аксиомы чаще всего бесплодны. При этом нельзя не отметить, что сам набор аксиом весьма разнообразен, причем значительное число является вовсе не аксиомами, а верованиями (не в религиозном смысле), основанными на мнении авторитета. Очень много аксиом из этого класса - класса верований - входит и в мировоззрение специалистов.

     При формировании "образа Я" на человека воздействуют не только силы "внешнего мира", но и силы внутренней психологической реальности. У разных людей, разумеется, их баланс различен. Так кто-то видит ярчайшие цветные сны с загадочной мифологической символикой, которые хорошо запоминаются, а кто-то их не видит или не помнит. Каждый из нас имеет свою собственную внутреннюю психологическую реальность, которая иногда "реальнее" (для нас) окружающего мира. Люди или еще очень молодые, потерявшиеся в тупике жизненных противоречий, или сломленные чем-то, могут предпочесть уйти от реальности во внутренний мир. Это беда. Такое существование теряет какой-либо смысл кроме бесплодного проживания своих лет, почти как растение. Только направленность на других людей, продолжение развития того социального, человеческого, из чего сформировался данный человек, может придать смысл его действиям и творчеству. Чтобы эффективно действовать в окружающем мире, нужно уметь отделять внутреннюю реальность от внешней, четко осознавать их отличия и не выдавать желаемое за действительное. Но ни в коем случае нельзя принижать значение внутренней реальности, как это часто происходит в нашей жизни. Необходимо поддерживать разумное равновесие, чтобы и "внешняя" жизнь не страдала, и "внутренняя" была полноценной.

     У человека есть только одно физическое тело и одна связанная с ним система ценностей, обеспечивающая его жизнеобеспечение. То самоосознание, которое связывает тело и внешний мир системой отношений и есть "Я". Это базовое образование представлено множеством личностей "Я", каждая из которых специализируется для контекста определенных условий. Есть "Я" - ребенок, которое продолжает существовать и тогда, когда тело взрослеет. Это "Я" может завладеть сознанием и человек на это время станет ребенком. Есть "Я" - работающий в офисе деловой человек, "Я" - супруг (со всем набором личных атрибутов), и так - для всех возможных условий. Из всех этих "Я" только одно находится в фокусе текущего сознания. Разные «Я» локализуются в разных частях мозга и если вырезать даже большой кусок, будут потеряны только некоторые из них, и эту потерю сам человек не в состоянии заметить, только в некоторых ранее знакомых ситуациях вдруг окажется беспомощным. Мало того, кроме личностей собственных "Я" есть множество равноценных личностей чужих "Я" - людей, с которыми приходилось общаться по жизни. Возможны ситуации, когда такое чужое "Я" завладевает сознанием (это можно проделать с помощью внушения) или ситуации, когда несколько "Я" начинают "перетягивать одеяло на себя" и возникает "расщепление личности". Кроме того, современные психологические исследования показывают, что "образ Я" никогда не бывает цельным. Это огромный и сложнейший клубок самых противоречивых и эмоционально насыщенных образов из которых складывается картинка нашей личности. Но исследования показывают, что только "взрослый" человек способен пользоваться всем потенциалом нашего мозга (в идеале). То есть существует одно эго-состояние, которое главнее остальных и у него открывается доступ к адекватному мышлению, творческому воображению, многогранным эмоциям и неискаженному восприятию окружающего мира с помощью органов чувств.
     С точки зрения психоанализа вырисовывается такая структура психики человека:
 - Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование "Оно". Это резервуар психической энергии, "кипящий котёл" влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.
 - Вторая психическая структура - сознательное "Я" формируется как "оттиск" внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. "Я" - посредник между внешним миром и "Оно", влечением и удовлетворением. "Я" руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы "Оно" с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении.
 - Третья психическая структура - "Сверх-Я" формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. "Сверх-Я" функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть.
После формирования "Сверх-Я" весь психический аппарат начинает функционировать как целое.

     Наше поведение основывается на наших убеждениях потому, что убеждения - это есть система ценностей, которая мотивирует и модулирует поведение. Эти убеждения далеко не во всем осознаются, но от этого убеждениями не перестают быть. Человек осознает очень малую часть мотиваций и большую часть времени находится в состоянии непосредственного восприятия-действия, характерного вообще для всех животных (даже если он занят "высокоинтеллектуальной, но повседневной работой). По утверждению специалистов по этологии человека до 90% нашего поведения и обычаев диктуются древними животными инстинктами (Этология – наука, изучающая поведение человека и животных, обусловленное врожденными программами-инстинктами).
    Да, наше поведение основывается на наших убеждениях, но поведение основанное только на убеждениях, встречается лишь у святых. Да и сами "убеждения" возникают частенько как компенсация внутренних подсознательных напряжений. Например, идеология национализма - это фактически, идеология уязвленного обывателя, которого лишили привычных ориентиров в жизни, и который не находит ни одной позитивной стороны своего существования кроме принадлежности к национальности. Эта идеология всегда резко набирает обороты в обществах, где идет ломка одного из основных архетипов - принадлежности к сильному этносу на фоне экономических неурядиц и прочих общественных катаклизмов. Внутреннее напряжение, приобретающее национальные масштабы компенсируется совершенно бредовой идеологией, которую принимают даже не самые глупые люди. Однако, если присмотреться повнимательнее, то видно, что такая идеология - это своего рода "компенсатор" напряжения коллективного бессознательного. То есть имеет свою четкую внутреннюю логику. Все дело в том, как нам выбрать точку отсчета для построения системы координат, относительно которой будет оцениваться мир. Это вопрос личного опыта, и если этот опыт остановился на этапе доверчивого восприятия, то это только говорит о его невысоком уровне. Вот поэтому истина - это сумма всех возможных точек зрения на вопрос, включая ложные и существующие только в потенциале. Ложные точки зрения ведь тоже несут позитивную информацию. Например, о том, как предмет исследования воспринимается представителями определенной социальной группы, или определенного мировоззрения. Да и обычно "ложные" точки зрения возникают от недостатка информации. Но где гарантия того, что и мы обладаем всей необходимой информацией для познания истины?

     Возьмем к примеру мистику. Огромное количество людей читает и пишет мистическую литературу, ставят различные психологические эксперименты, медитируют, убеждаются в справедливости или ложности тех или иных утверждений на практике, добиваются поставленных целей, или наоборот разочаровываются в них. Все мистические школы исповедуют эмпирический путь познания глубин нашей психики, то есть путь познания на личном опыте, "изнутри". Мистицизм адекватно отражает глубины человеческой души - вот почему он так живуч. Пусть в нем принята странная на первый "научный" взгляд терминология, часто встречаются проекции на реальный мир внутреннего мира человека, но и что с того? Например "внутренняя энергия", она известна тысячи лет, и техники работы с ней лежат в основе всех восточных единоборств, йоговской пранаямы и многих других систем поддержания здоровья. Если человек владеет приемами управления этой энергией, то ни лекарства, ни врачи ему просто не нужны - он не болеет. Психология же, изучающая человеческую психику (от греческого psyche - душа), всегда была чисто описательной наукой и во многом при том сродни философии потому, что сам предмет ее исследований - психика, была недоступна в своей первопричине. Т.е. психологи, не исходя из механизмов работы мозга, рассматривали только результат, доступный в виде поведенческих реакций и словесных описаний. Это примерно так же продуктивно, как стараться описывать законы поведения машин на дорогах, только наблюдая за их движением и гадая, почему разные машины подъезжают к разным заправкам, почему одни намного эффективнее тормозят в гололед и увереннее себя ведут на дороге и т.п.
     Как это бывает часто, для адекватного описания явления требуется взаимодействие понятий больше, чем одной науки. В этом случае возникают науки, базирующиеся на достижениях и методах нескольких. Для описания психики нужен синтез нейрофизиологии, биохимии, математики, электроники, психологии, социологии и немало сверх того. Пока нет такой интегральной научной дисциплины, и каждая из названных трактует человека со своей колокольни, в отрыве от очень многих неразрывно связанных компонентов. Кстати, современная психология давно уже вплотную подошла к мистицизму. Основное отличие психологии от магии - отсутствие попыток проецировать внутреннюю реальность человека на окружающий мир. Глупо наделять "реальный мир" свойствами сновидений. Но не менее глупо наделять сновидения свойствами "реального мира". И то и другое существует, но это разные реальности.

     Стоит отметить два существенных различия в отношении людей к продуктам творческой фантазии, как следствие различных путей развития личного опыта познания. Люди постоянно придумывают фантастические образы и ситуации в своих художественных творениях. Но некоторыми они воспринимаются в игровом варианте восприятия, а другими – принимается с безусловной верой под воздействием авторитетов, которые из художественных творений создают объекты веры. Мы с увлечением читаем романы с удивительными ситуациями и удивительными образами, но относимся к ним с пониманием их идеализированности. К объектам же религии люди относятся как к реально существующему. Нет никаких разумных оправданий такому заблуждению: ни в плане морали, которая определятся не верой, а особенностями культуры данного этноса; ни в плане духовного развития, которое на деле оказывается своей противоположностью из-за того, что, вместо игрового варианта развития сознания, остается лишь примитивный вариант доверчивого восприятия. Нормальное отношение к науке и мистике связано с тем, что человек видит границы применимости как мистических, так и научных теорий. И то, и другое работает в определенных рамках. Теории, разумеется, не инвариантны. Но каждая теория справедлива в тех или иных рамках и отражает одну из сторон реальности. Главное - видеть эти рамки, и понимать когда эта теория работает, а когда нет, так как даже в самых бредовых теориях иногда содержатся крупицы истины. Мистика в качестве произведений художественного творчества, полет фантазии, чувств, всего, что расширяет кругозор, естественным образом помогая преодолевать блоки приземленного опыта, - это хорошо. Мистика в познании - это плохо. Самообман - он везде одинаков. И манипулирование людьми в корыстных целях - тоже. И в Академии Наук, и в бизнесе и в мистике…

     Мистические учения и аксиомы религий (догматы) - это художественное переложение внутреннего духовного опыта большого количества людей. Притчи, символические стихи или мифы - это отличная форма передачи такого опыта. Но догматы религии говорят о высшей ценности любви к ближним, о стремлении к истине, а тем не менее как только доходит до дела, начинается насилие, инквизиция, принудительное осчастливливание людей и навязывание своей истины. Как это было и у фашистов, и у коммунистов (национал-социализм, как и интернационал-социализм, это то же разновидности религии).
     А может ли существовать нечто, связанное с нашим телом, что не исчезнет после смерти и то, что существовало до нашего рождения? Наше тело – всего лишь миг в эволюции материи, из которой оно состоит, эта материя была и будет после нашей смерти, но может ли быть нечто, называемое Душой, что сохраняет наш жизненный опыт после смерти тела? Ответ: нет никаких оснований утверждать, что это невозможно. Но и нет никаких оснований говорить, что это действительно так. Существование души это - предположение, на котором невозможно разумно основывать конкретные решения. Все они наивны потому, что строятся из известных нам понятий, в то время как речь идет об областях, в которых у нас нет ни опыта, ни знаний. Точно так же - если и есть нечто, для обозначения чего подходит слово Бог, то у нас нет понятий, с помощью которых можно было бы представить его, именно потому, что его свойства и возможности находятся вне доступной нам области реальности. При этом церковь представляется системой эксплуатации эмоциональной сущности человека и его невежества.

     Мировоззрение, как вопрос об отношении к религии, к науке и к жизни вообще, есть вопрос СПОСОБА МЫСЛИ конкретного человека. Так личностно-эмоциональное отношение к миру в религии и ценностно-безразличное отношение к миру в науке это СПОСОБЫ МЫСЛИ, которые реализуется в науке и в религии.
     Как известно, мыслительная деятельность человека, имеет лево- и право-полушарную детерминацию. Это обусловлено объективно существующей функциональной асимметрией человеческого мозга. Поэтому существуют и другие способы познания мира: чувственный, поэтический, художественный и прочие, хотя достоверность знания, полученного с их помощью, ниже, чем достоверность научного знания. Для многих людей мира научное познание (посредством научного образования) до сих пор недоступно, его заменяют, по тем или иным причинам, традиционной идеологией, тем или иным религиозным учением. Таким образом, если человек хочет и может получать ЗНАНИЯ о мире, то он обращается к Науке, а если желает только объяснить себе свои ОЩУЩЕНИЯ мира, причем без особой затраты сил на логический анализ полученной информации, то он обращается к Религии и мистике.
     Глубинный же мотив приобретения ЗНАНИЙ – стремление к безопасности. Только познав, объяснив происходящее, человек может пустить в ход самое могучее орудие выживания – свой мозг. В истории известны самые разнообразные объяснения реальности. Некоторые из них приобретали форму стройных философских или религиозных систем, магических практик, предрассудков. Это не означает, что они были бесполезны или не эффективны - для создания руководства к действию не обязательно даже пользоваться логикой, а многие полезные привычки вообще не имеют внятного объяснения. Тем не менее, еще в древности античные философы подошли к интуитивному пониманию того, что стало очевидно тысячелетие спустя:
только разум, обогащенный ЗНАНИЯМИ, способен выделить объективно общее в хаосе чувственных образов и на базе этого грамотно организовывать свою деятельность в гармонии с прошлым, настоящим и будущим.


На Главную